ТОП-5 самых известных мостов столицы
Начнем с главного, а сколько их - сейчас? Хочется дать ответ сходу: ну, скажем… Так, а сколько? Десять? Или двадцать? А может меньше? Вы будете удивлены, но в Москве огромное количество мостов, очень разных. Одни перекинуты через Москву-реку, другие – через Яузу. Третьи – через Водоотводной канал и через Сетунь. Есть также мосты через Сходненский деривационный канал и через канал имени Москвы, а также масса схожих сооружений – дамб, плотин, тоннелей и акведуков. Только через Москву-реку их – тридцать пять! А через Яузу – больше двадцати! А есть, скажем, Горбатые мосты – их в столице три. Один – возле Белого дома, он известен также как "мост шахтеров". Другой – в Хамовниках, ведущий на «Очарованный остров» (в бывшей усадьбе Трубецких), а также Горбатый мост в парке Кузьминки... История каждого моста – в первую очередь как фантастической сложности инженерного сооружения – уникальна. Мы спокойно переходим по мостам с одного берега реки на другой, по ним ездят многотонные автомобили, а они стоят себе, выдерживая колоссальные нагрузки! О самых известных из них мы и решили рассказать.
САМЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ - БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ
Если бы мост вдруг превратился в человека, то Большой Каменный стал бы большим чиновником в дорогом костюме. Нет в столице моста серьезнее и официальнее, да и не будет – именно Большой Каменный ведет к Кремлю. Впрочем, он – отнюдь не «первопроходец» здешних мест.
Представьте только, бревна первого моста, «возведенного» в этом месте, просто лежали на воде! Правда, торговцы были рады и такому сооружению – по ним они перевозили и переносили товары к самому сердцу города.
Потом появилось сооружение посерьезнее. Когда-то на левом берегу реки тут стоял Храм Всех Святых, по имени которого мост получил название Всехсвятского. Говорят, для больших судов его специально разводили, а вот торговцы из Казани и Новгорода быстренько пробирались к центру города.
А в 1643 году московиты пригласили для строительства мастера из Страсбурга: Анце Кристлер сделал деревянную модель, все придумал, обозначили даже место для моста, но дальше дело не пошло. Пришлось ждать много лет, прежде чем идея была доведена до конца, но в результате в 1687 году мост был доделан. Денег он "съел" столько, что в Москве появилась "идиома" - "дороже Каменного моста". На Каменном мосту стояли лавки, под мостом работала мельница, словом, была полная красота! Но в 1783 году вода в реке была такой мощной, что не знавший ремонта мост рухнул - не весь, но несколько его пролетов. Не обошлось без драм - четыре человека погибли, лавки с моста убрали, а потом в кое-как отремонтированном виде мост простоял до серединs XIX века.
Новый Каменный мост возвели в 1859 году, он пережил революцию и достоял до середины 1930-х годов. Ну а мост-красавец, который мы с вами видим сегодня, появился в 1938 году - у него в этом году юбилей! 487 метров "полета" над рекой - таков он, наш главный красавец!
САМЫЙ КРАСИВЫЙ - КРЫМСКИЙ
Оспаривать почетное право называться "самым красивым в городе" могут многие столичные мосты, но все-таки рискнем отдать пальму первенства этому трехпролетному автомобильно-пешеходному висячему созданию, что проходит по "территории" Садового кольца, соединяя берега Москвы-реки в районе Центрального Парка культуры и отдыха. Название "Крымский", кстати, мост получил благодаря расположенному тут Крымскому броду - переходя его, в город проникали когда-то крымские татары, совершавшие налеты на Москву.
Официальное открытие моста состоялось 1 мая 1938 года. В отличие от других своих "братьев", "крымчанин" - создание не каменное, а сделанное из стали. Дивно красивые цепи, с помощью которых к стальным колоннам прикреплены мостовые пролеты, создают ощущение, что мост - невесомое сооружение, парящее над рекой. Да и цепи его не кажутся такими уж длинными, при том, что длина каждой цепи - 297 метров! С моста открывается удивительный вид во все стороны, окажетесь на мосту - непременно остановитесь и полюбуйтесь чудесными перспективами.
САМЫЙ ДЕЛОВОЙ - «БАГРАТИОН»
Ну а каким еще он должен был быть, этот чудо-мост, ведущий в Сити? "Багратион" открыли в 1997 году, он имеет два уровня. 214 метров моста соединяют уголок старой Москвы (набережную Тараса Шевченко и претенциозный Кутузовский проспект) с самой современной частью города, комплексом Москва-Сити. На нижнем уровне ленивые и уставшие могут воспользоваться "движущимся тротуаром", и, собственно, переехать на нем через реку, на верхнем можно просто полюбоваться красотами города со смотровой площадки и посетить кафе, рестораны или магазины.
САМЫЙ РОМАНТИЧНЫЙ- ПОЦЕЛУЕВ
Прелестный небольшой мост в последнее время делит звание "самого романтичного" с Патриаршим мостом, но пока своих позиций не сдает. Стало доброй традицией у молодых - приезжать сюда в день свадьбы, обязательно тут целоваться и вешать на одно из специально установленных тут деревьев символ крепкой семьи - замочек любви. Второе название этого моста - Лужков. Это имя никак не связано с фамилией бывшего столичного градоначальника, все дело - в истории: Болотная площадь, которую Поцелуев мост соединяет с Кадашевской набережной, раньше носила имя Царицын луг, отсюда и пошло название "Лужков".
САМЫЙ НЕВИДИМЫЙ - КУЗНЕЦКИЙ
Ну, а о существовании в столице этого моста в наше время не догадываются и многие москвичи! Безусловно, всем - и жителям города, и гостям столицы, - известна прелестная улица Кузнецкий мост. Прежде она называлась Кузнецкой. В XV веке тут была Кузнецкая слобода, а на пересечении улиц Неглинной и Кузнецкий мост, через речку Неглинку, был перекинул мост - ставший, соответственно, тоже Кузнецким. Отсюда пошло и закрепилось название. Века два спустя на улице Кузнецкий мост начали селиться именитые семьи - Салтыковы, Гагарины и Долгоруковы. К XIX веку улица приобрела статус самой модной в городе и славилась ресторанами и магазинами, а особенно - книжными лавками. Со временем Неглинку убрали в трубу и отправили под землю, похоронен там же и Кузнецкий мост. При проведении работ в 1986 году под асфальтом и землей были обнаружено зарытое основание этого каменного строения. По легенде, одно время возникла идея откопать его или, по крайней мере, сделать некие смотровые окошки в земле, чтобы мост был виден, но идея не понравилась какому-то высокому чиновнику, проторчавшему в пробке, после чего мост пришлось закопать обратно. Но кто знает, может быть когда-то он и увидит свет!
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Через Москва-реку построят 18 мостов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Прощеное воскресенье. Где мирятся москвичи
Елисеевcкий» и не только. Топ-5 самых любимых москвичами магазинов столицы