По словам Марата Хуснуллина, в настоящее время идет работа над благоустройством прилегающих территорий / Фото: Михаил Колобаев, «Вечерняя Москва»

Марат Хуснуллин: Сдадим 50 километров и 24 станции метро

Город
Главный вызов, стоящий перед любым мегаполисом мира в XXI веке, – конкуренция за человека, заявил во вторник, 17 июля, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Создать сбалансированную среду

По его словам, ежегодно столица участвует в международных исследованиях, которые оценивают город по всем ключевым градостроительным показателям в сравнении с крупнейшими мегаполисами мира. В этом году, согласно результатам исследования, Москва наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем и Берлином вошла в первую пятерку городов по комфортности проживания, что является высоким достижением. 

Наш город также вошел в пятерку мегаполисов и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. По уровню прироста недвижимости к уже существующему фонду Москва является лидером среди мегаполисов. 

— Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу — сбалансированного развития территорий мегаполиса, превращения Москвы в комфортный город для всех — поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в 2010 году, — отметил Марат Хуснуллин. 

К этому году Москва представляла собой огромное пространство разобщенных территорий, не обеспеченных удобными транспортными коридорами-«связками», с точечной застройкой без необходимой инфраструктуры и рабочих мест в пешей доступности от транспортных артерий, с депрессивными районами, отрезанными от общегородской ткани и не приносившими экономических дивидендов в виде налогов. 

Градостроительные перекосы в развитии, советское наследие городского планирования, не учитывавшее экономических, транспортных, социальных и прочих реалий и вызовов нынешнего века, обветшание жилого фонда, неконтролируемая застройка в центре — все это привело к колоссальному дисбалансу расселения и мест приложения труда и, как следствие, к серьезным транспортным проблемам. 

В городе сформировались градостроительные вызовы, требующие решений:  угрозы глобальных пробок, несбалансированная застройка, низкое соотношение жилья и инфраструктуры, отсутствие строительных мощностей для реализации транспортных проектов, острый дефицит транспортной сети и недостаточная плотность улично-дорожной сети. 

— Город ожидала стагнация, а москвичей — резкое ухудшение качества жизни. Ситуация требовала незамедлительного принятия мер.  Через 2–3 года нас ожидал транспортный коллапс, — отметил Марат Хуснуллин. 

Москва приступила к реализации крупных мегапроектов: сооружение Большого кольца метро и новых радиусов метро, строительство Московских центральных диаметров, формирование нового дорожного кольца, состоящего из хорд и рокады, развитие Новой Москвы, реновация промзон и многое другое.

Реализация мегапроектов увеличивает инвестиции в основной капитал и налоговую базу, что позволяет выполнять все социальные обязательства перед москвичами. Мы постарались найти баланс между интересами горожан и инвесторов. 

Пойти на рекорд

Главным драйвером, без которого невозможно сбалансированное развитие территорий, стало комплексное развитие транспортной инфраструктуры с приоритетом общественного транспорта, в первую очередь метро. 

— В этом году пойдем на рекорд — сдадим порядка 50 километров и 24 станции метро, — заявил Марат Хуснуллин. 

Любой мегаполис мира считает важнейшей градостроительной задачей обеспечить максимальному числу жителей пешую доступность к транспортным узлам. Коэффициент пешей доступности — ключевой показатель успешности развития мегаполиса, его комфортности, удобства для тех, кто в нем живет. Тем самым города освобождаются от пробок, улучшается экология, а главное — люди экономят свое время. Кроме того, строительство транспортной инфраструктуры напрямую влияет и на привлекательность территорий: приток инвестиций в городские районы увеличивается на 50 процентов. 

— Учитывая то, что Москва уже построила за восемь лет, и то, что будет построено в течение ближайшей пятилетки, к 2023 году произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы Москвы. Мы получим одну из самых крупнейших транспортных сетей мира, — сказал заммэра, сравнив московские показатели с нью-йоркскими.

С учетом реализации проектов Большого кольца метро, новых радиальных веток, Московских центральных диаметров общая протяженность линий подземного и наземного метро составит тысячу километров. 

В течение ближайших пяти лет столичный метрополитен прирастет еще 135 километрами линий, 58 станциями и шестью электродепо. В результате реализации программы развития метро до 2023 года шаговый доступ к нему будут иметь 95 процентов москвичей. 

Сеть железных дорог

Важную роль в формировании единой удобной взаимосвязанной транспортной системы столицы играет развитие сети железных дорог. За восемь лет в столице построено и модернизировано 80 километров железнодорожных путей, построены три новые станции. До 2023 года будет построено и реконструировано еще 125 километров железнодорожного полотна и появится пять новых станций. 

Ключевым мегапроектом на ближайшую пятилетку является формирование Московских центральных диаметров, что даст городу дополнительную транспортную сеть протяженностью 446 километров с 211 станциями. Всего будет создано 17 сквозных маршрутов — диаметров. Пересечь Москву по диагонали, не сделав при этом ни единой пересадки, можно будет всего за 30–40 минут в зависимости от маршрута. Это вдвое быстрее, нежели сейчас.

В итоге уже через пять лет железная дорога окончательно станет полноценным наземным метро в общей сети городского транспорта.  

Потоки свяжут в узлы

В рамках интеграции транспортной сети Москва приняла программу строительства транспортно-пересадочных узлов на всех строящихся станциях метро, Московского центрального кольца и радиальных линий железных дорог. Строительство ТПУ обеспечит комфортную и удобную пересадку между различными видами транспорта. На сегодняшний день в Москве реализуется 251 проект строительства ТПУ, в том числе 154 из них — в капитальном исполнении. Благодаря реализации программы загруженность московских дорог снизится на семь процентов. 

В то же время транспортно-пересадочные узлы — привлекательная зона для инвестирования. Они послужат импульсом к развитию прилегающих территорий, где будет вестись сбалансированная застройка — с жильем, социальной инфраструктурой и рабочими местами. 

Обновление жилфонда

Развитие транспортной сети позволило городу подготовить новую программу — программу реновации жилого фонда. 

— Она должна ответить на ключевой запрос москвичей иметь качественное и доступное жилье, — сказал Марат Хуснуллин. — Программа не имеет на сегодняшний день аналогов в мире ни по масштабности, ни по своему социальному посылу. В ее «рождении» принимали участие сами москвичи.

Благодаря программе жилищные условия улучшит миллион москвичей. Программа коснется всех округов города: будет переселен 5171 дом. В среднем семьи, участвующие в программе реновации, увеличат стоимость своего жилья на 20–30 процентов. 

Переселение первых домов по программе реновации уже начато. Москвичи переезжают в современные комфортные дома, в просторные квартиры с качественной отделкой, с качественной социальной и транспортной инфраструктурой в пешей доступности. Все новые кварталы благоустроены.

Программа реновации создаст абсолютно новые стандарты сбалансированной городской среды, станет базой для дальнейшего развития Москвы как города, комфортного для жизни, работы и отдыха.

amp-next-page separator