23 сентября 2018 года. Алина Григошина и Полина Симоненко во дворе дома по улице Новинки, 25. Девелоперы вынуждены формировать комфортную среду, чтобы успешно реализовать свои проекты. Квадратные метры, как говорят эксперты, уже перестали сами себя продавать. Необходимо качественное благоустройство / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Дворы без автомобилей и мини-пруды под окнами

Город
Строя жилье, девелоперы стали ориентироваться на семейных покупателей. Они делают ставку на благоустройство территории жилого комплекса.

Тренд на благоустройство и создание интересных общественных зон в массовом сегменте появился в 2010-х — примерно тогда же, когда стал зарождаться комфорткласс.

— После кризиса 2008 года метры перестали продавать сами себя. Застройщикам пришлось бороться за покупателей и создавать более интересный продукт за относительно небольшие деньги. Это затронуло и квартирографию, и планировки, и появление квартир с отделкой, и благоустройство общих зон, — рассказывает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко.

В большинстве московских дворов давно существующих и оформившихся районов присутствует конфликт интересов конкретных групп жителей: владельцев собак, тинейджеров, взрослых, гуляющих с малышами, и взрослых без детей, которым необходимо запарковать машину или элементарно «подышать воздухом» на лавочке. Об этом говорит руководитель управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афонина.

— Успех благоустройства — в удовлетворении потребностей жителей, создании во дворе возможностей для жителя со смыслами, важными именно для него.

Например, важно создавать места для общения тинейджеров, в противном случае тинейджеры начинают «захватывать» территорию,— пояснила Светлана. — Поэтому мы предусмотрели в парке одного из своих жилых комплексов территорию, специально отведенную под отдых подростков— «тинсквер».

В последнее время считается, что большие детские площадки и развлекательные зоны лучше создавать не внутри дворов, а на отдельной территории. Тогда игры и шумные занятия не помешают жителям домов. — Например, в одном из наших микрорайонов создано уникальное игровое пространство для детей и взрослых в концепции PlayHub — «Пирамиды». Или другая зона — SpotHub. Это многофункциональные пространства, объединяющие в себе спортивную и социальные функции. Здесь расположены скейтпарк, места для стритбола, традиционные спортивные площадки, workout, — рассказывает руководитель направления по созданию продукта ПИК Елена Туболева.

Спортивные зоны уже не ограничиваются тренажерами и хоккейными «коробками». Как сообщили в пресс-службе «Группы ЛСР», во дворе одного из домов девелоперы решили выставить столы для игры в настольный теннис — достаточно недорогое, но необычное решение.

Отдельные решения в благоустройстве можно назвать модными — их используют многие девелоперы, желая выглядеть прогрессивно.

— Последний писк — это дворы без машин, — рассказывает архитектор Григорий Лесняк. — Такой проект, например, был реализован на улице Базовской в Северном округе. Также в моде входы в подъезд на уровне земли, ландшафтный дизайн, включающий альпийские горки и небольшие водоемы. Популярны необычные скамейки, фонтаны и велодорожки. Но главное в грамотном благоустройстве, как считают эксперты, это не конкретный набор инструментов, а общие принципы и зонирование пространства — чтобы во дворе нашлось место для всех.

Еще один важный тренд — многофункциональность и разнообразие. По мнению экспертов, важно, чтобы элементы благоустройства не диктовали жестких и узких вариантов использования.

— Дайте людям некоторое разнообразие условий для разных типов активностей — и они самоорганизуются, спонтанно сформируют группы по интересам, — уверена генеральный директор компании Martela Елена Аралова. — Большой стол во дворе, где взрослая часть жителей будет играть в шахматы, гамаки-качели для стаек подростков, дорожки для мам с колясками и спрятанные в песке игрушки для малышей-кладоискателей — чем больше разнообразие сред, тем интенсивнее взаимодействие внутри сообщества.

Впрочем, при покупке квартиры в новостройке нужно иметь в виду, что картинки благоустройства необязательно будут соответствовать реальности.

— Старт продаж начинается задолго до детальной разработки концепций благоустройства. На конечный вид двора влияет множество факторов и ограничений. Например, инсоляция, пожарные проезды, инженерные сети,— говорит Елена Туболева. — Однако сама концепция того, что вы увидите на картинке и в жизни, будет, разумеется, общей.

Директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101» Дмитрий Цветов подтверждает:

— В одном из наших проектов мы уже на стадии реализации поняли, что многофункциональная хоккейная «коробка», которая в летнее время может быть переоборудована в футбольное поле и волейбольную площадку, внутри дворового пространства в вечерние часы для жителей может быть менее комфортна — мяч, отлетая от борта, создает больше шума. Мы заменили борта на 3D-ограждение. Функция осталась, но картинка поменялась, — пояснил эксперт. Олег Репченко резюмирует:

— Сейчас интересное благоустройство — общий тренд в комфортклассе. Однако гарантий, что все будет выглядеть так, как на рекламных картинках, нет. Лучше ориентироваться на генплан, а в идеале — посетить сданные объекты застройщика и посмотреть, как в них реализовано обещанное благоустройство.

amp-next-page separator