По словам Сергея Собянина, цифровизация московской энергетики является одним из важных проектов создания «умного города» / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Сергей Собянин открыл объединенную диспетчер­скую «Московских кабельных сетей»

Город

В четверг, 15 ноября, мэр Москвы Сергей Собянин открыл объединенный центральный диспетчерский пункт филиала ПАО "МОЭСК" – «Московские кабельные сети». Свыше 63 тысяч километров подземных кабельных линий теперь как на ладони. В "доцифровую" эпоху этим огромным хозяйством было физически невозможно управлять из единого центра. А теперь благодаря внедрению современных технологий создан единый диспетчерский пункт, о чем мэр столицы сообщил в своем официальном Твиттер-аккаунте:

Боткинская больница, тоннели метро, детские сады и школы, дома и другие важные сооружения — от их бесперебойного энергоснабжения зависит полноценная жизнь огромного мегаполиса. Управлять такой системой стало проще: любой объект можно вывести на экран, проверить состояние его сетей и в случае необходимости как можно скорее направить аварийную бригаду.

— Это важный этап работы, который позволяет более оперативно реагировать на вызовы в городе. Благодаря этому энергетики смогут повысить надежность работы сетей и сократить время реагирования на различные инциденты, — отметил Сергей Собянин. Он поблагодарил главу «Россетей» Павла Ливинского и генерального директора ПАО «МОЭСК» Петра Синютина за реализацию проекта. — Это действительно большой шаг вперед. 

По словам Сергея Собянина, цифровизация московской энергетики является одним из важных проектов создания «умного города». 

Уже к 2023 году МОЭСК полностью должна перейти на работу в цифровом режиме / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— До конца 2023 года мы полностью переведем сетевой комплекс Москвы на цифровой режим работы, — пообещал Павел Ливинский. — Сейчас мы смогли реализовать один из важнейших этапов, когда от питающего центра до распределительных центров всю поступающую информацию объединили в одну систему. Так появился единый диспетчерский пункт на Садовнической, 36. 

«Умные электросети» будут надежнее, экономичнее и дешевле в эксплуатации по сравнению с традиционными сетями. Как отметил Петр Синютин, новый центр объединил 1900 распределительных пунктов. Он напомнил историю: традиционно для управления сетевым хозяйством создается единый диспетчерский пункт, в который стекается информация о состоянии сетей, и  где принимаются оперативные решения по переключению нагрузки, направлению ремонтных бригад для устранения неисправностей и т.п.

Центральным элементом диспетчерского пункта является мнемощит — размещенная на стене схема электросетевого хозяйства, на которой с помощью различных символов отображается актуальная ситуа­ция на каждом участке сети. На традиционном механическом мнемощите изменения вносятся диспетчерами вручную. Однако в Москве с ее огромным сетевым хозяйством в свое время просто не удалось создать единый мнемощит, который мог бы адекватно отражать ситуацию. Поэтому 33 года назад энергетикам пришлось разделить схему на два мнемощита, которые находились в разных помещениях, и, соответственно, создать два диспетчерских пункта.  

Только в наше время развитие современных цифровых технологий позволило вернуться к концепции единого центра управления. 

Уже к 2023 году МОЭСК полностью должна перейти на работу в цифровом режиме / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— А следующий слой — это трансформаторы, которых в Москве более 15 тысяч. И следующий этап работы — дойти до них, объединить 26 диспетчерских в одну производственную службу, — мэр показал точное владение информацией. 

Как добавил Петр Синютин, для этого потребуется два — три года. При реализации следующего этапа системы «умных сетей» сотрудники диспетчерского пункта будут получать максимально точную информацию о месте и масштабах произошедшего инцидента, а специальный аппаратный комплекс «советчик диспетчера» поможет выбрать оптимальный и самый быстрый способ дистанционной локализации участка, на котором произошел сбой.

— Хотя уже сейчас наши аварийные бригады приезжают вдвое быстрее, нежели в среднем по России. На устранение аварии уходит 26 минут, это рекорд по России, — сказал Петр Синютин. — О таких ситуациях диспетчеру уже сейчас известно, стоит только навести мышку на конкретный объект. 

Совсем скоро получив от диспетчера информацию о произошедшем инциденте, электромонтеры не будут тратить время на поиск поврежденного участка и смогут сразу по прибытии на место приступить к устранению неисправности. 

— На вызов прибудет ближе всех расположенная бригада, — добавил Петр Синютин. — Маршрут им предложит система, 20 минут, и машина будет на месте.  

Применение цифровых технологий не только повысит уровень наблюдаемости и управляемости электрическими сетями Москвы, но и позволит значительно снизить уровень потерь на коммуникациях.

В перспективе на базе «цифрового района» будет создана система прогнозирования возможных технологических нарушений для проведения упреждающего ремонта и технического обслуживания.  

— Уже не человек будет контролировать ситуацию на сетях, на переносное портативное устройство — планшет, придет сообщение об аварии, — объяснил Павел Ливинский. — «Умная система» сама проконтролирует ход выполнения работ. 

В настоящее время пилотный проект создания «Цифрового района электрических сетей» реализуется на территории Северо-Западного округа города. До конца 2024 года цифровые районы электрических сетей появятся во всех округах Москвы.

amp-next-page separator