Власти Москвы приняли решение заблокировать 10% расходов бюджета на 2015 год
В своем выступлении он рассказал о том, как столица переживает кризисные явления и сделал ряд ценных предложений.
Мэр отметил, что Москва как крупнейшая региональная экономика России ощутила все проблемы с кризисом в большей степени, чем другие регионы в силу того, что бюджет столицы более самодостаточен и любые колебания, связанные с доходами, налогами, экономикой напрямую влияют на самочувствие города.
- В силу тех решений, которые принимались в последние годы, в силу объективных обстоятельств бюджет города Москвы растет меньше, чем инфляция, - отметил Сергей Собянин. - Это означает, что мы ежегодно не наращиваем сопоставимо доходам, а уменьшаем бюджетные расходы. Конечно, можно было бы вести себя по-другому, наращивая заимствования, кредиты, но уже в достаточно непростой период времени мы приняли другую политику бюджетных расходов и с 300 миллиардов коммерческих долгов мы снизили долг города до 160 миллиардов
По словам градоначальника, несмотря на то, что в абсолютном значении это самый крупный коммерческий долг, динамика его изменения говорят о том, что столичное руководство делает все возможное для того, чтобы избавиться от накопленных проблем. Он также сообщил, что столичные власти приняли решение о блокировке 10% расходной части бюджета.
- Мы пока не стали вносить изменения в бюджет, но, тем не менее, заблокировали расходы и будем смотреть, что будет происходить в дальнейшем с экономикой, - добавил он. – Пока негативные прогнозы, слава Богу, не сбываются и мы видим более позитивный тренд и поступления доходов, и развития экономики. Надеюсь, что мы выправим ситуацию в целом, но считаю, что мы должны быть готовы к самым серьезным вызовам. И самым негативным сценариям.
Мэр поблагодарил Минфин за своевременное принятие важных решений в минувшем году.
- Так, своевременно было принято решение по оценке по кадастровой стоимости налога на имущество, - отметил он.
Был принят ряд важных решений по поддержке малого бизнеса. В частности, были приняты решения по дифференциации ставок по упрощенной системе налогообложения, о патентовании многих видов бизнеса, о введении налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей.
- Несмотря на кризисные явления, общий рост количества индивидуальных предпринимателей составил около 4 процентов в базе, - это достаточно позитивное явление, результат той налоговой политик, которая проводилась в последнее времия.
Также Министерство финансов приняло важное для регионов решение передать 100% дохода от продажи патентов местным бюджетам, а также предоставило субъектам возможность самим устанавливать стоимость патентов.
По Москве выдано патентов с потенциалом годового платежа уже в 5 миллиардов рублей, - сказал мэр. - Это серьезный дополнительный источник, который позволит не только компенсировать социальные экономические расходы в связи с большим миграционным потоком, но и даст какие-то небольшие плюсы для развития экономики региона в целом.
При этом мэр отметил, что ряд решений Минфина был принят без учета возможных последствий.
- Например, был принят ряд таких решений, как ускоренная амортизация, исключение из налогообложения движимого имущества, - отметил он. – Только по Москве выпадающие доходы составили десятки миллиардов рублей.
Мэр поблагодарил Минфин и Госдуму за то, что они своевременно внесли поправки в принятые решения, что позволили минимизировать потери.
Другое неоднозначное решение – принятие закона о консолидированной группе плательщиков: в результате 18 регионов получили серьезные выпадающие доходы, которые невозможно компенсировать разовыми трансфертами.
- Хотел бы обратиться с просьбой к правительству в целом и к министерству финансов о том, чтобы мы вместе смотрели за дополнительными расходными обязательствами, которые нет-нет, но мы получаем в результате принятия тех или иных федеральных законов, - сказал мэр. - Причем они в большинстве своем генерируются не правительством и не президентом и не председателем правительства, а ведомствами.
В качестве примера градоначальник привел последнюю поправку к закону о культуре, в которой говорится, что при продаже объектов культурного наследия регион обязан за свои деньги готовить проектную документацию.
- Сложно понять, для чего это сделано: количество объектов резко уменьшится, так как разрабатывать проектную документацию не имея покупателей на нее мало кто рискнет, - добавил Сергей Собянин. – И если это сделает, через год придет счетная палата и спросит, зачем вы это сделали.
По мнению мэра, блокирование таких решений Минфином и Правительством было бы правильным.
Также мэр предложил оперативно рассматривать и вносить изменения в действующие статистические методики.
- Речь идет и о статистике Росстата, и о статистике налоговой службы, - сказал Серге6й Собянин. - Насколько я знаю, есть соответствующий федеральный закон, принятый в первом чтении, на эту тему. Регионам нужно больше объективной информации по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, такие основные доходы, которыми мы оперируем, имея совершенно простую форму отчетности, да еще она и несвоевременно приходит к нам. Нам сложно управлять доходами бюджета, прогнозировать эти доходы.
По словам мэра, при исчислении распределения межбюджетных трансфертов Фонда обязательного медицинского страхования установлены методики, по которым Москва недополучает порядка 10-15% от необходимого.
- В результате мы с трудом выполняем указы президента, с трудом удерживаем необходимую планку заработной платы медицинских работников, - сказал мэр.Сергей Собянин также предложил поднять зарплату судебным приставам.
- Когда у судебного пристава заработная плата 12-15 тысяч в городе Москве, она неадекватная, - заметил мэр. – А мы просим, ждем от них миллиарды, десятки миллиардов, триллионы доходов в бюджет.
В заключенрие мэр поблагодарил Минфин за оперативное и своевременное сотрудничество по решению всех возникающих проблем.