Конный экипаж на улице городка Ворвик Гроув, США. По мнению экспертов, именно так будут выглядеть поселения в будущем / Фото: Из архива

Деревенские поселения — вот будущее человечества

Город
Глава Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин сообщил, что через 20–30 лет Новая Москва будет системой связанных моногородов.

Как видят будущее городов известные урбанисты?

США

Мы дозвонились до американского архитектора, одного из лидеров Конгресса нового урбанизма (NewUrbanism) Элизабет Плате-Зиберк, которая нарисовала нам образ города будущего.

Госпожа Плате-Зиберк, вы сторонник концепции пешеходного города. Возможно ли в мегаполисе соблюсти баланс интересов автомобилистов и пешеходов?

— Я убеждена, что такой баланс просто необходим. Автомобили нужно ограничить не столько запретами, сколько стратегией городского развития. Базовая теория NewUrbanism предполагает создание центров притяжения в каждом районе (квартале), которые будут одновременно и транспортными узлами. Эти центры не должны быть слишком большими, до них должно быть комфортно добираться пешком. Поэтому каждый квартал необходимо тщательно продумывать, чтобы точки интереса — церковь, библиотека, правительственные или исторические сооружения, магазины — были равноудалены от жилых домов. И еще: все свободное пространство должно быть покрыто зелеными насаждениями. Так, даже огромный мегаполис будет разделен на множество зеленых районов — кластеров, связанных между собой удобной транспортной инфраструктурой.

Как же быть с историческим центром города?

— Не нужно вмешиваться в традиционную архитектуру, но можно поменять уклад и саму философию жизни горожан.

Важно понимать, что не люди для города, а именно город для людей.

Я всегда ставлю в пример Нидерланды — там без нужды люди за руль не садятся. Города и дороги удобны для велосипедистов и пешеходов. А улицы центральных районов городов в значительной части пешеходные.

Магазины и прочие удобства расположены равномерно.

Вы говорите — город для людей. А как же бизнес, индустрия?

— Само развитие технологий подталкивает к отказу от индустриализации городов. Логистика требует удобной транспортной инфраструктуры, много пространства.

А мегаполис этого дать не может. Заводы вредны для экологии и нашего здоровья, следовательно, их нужно удалить. Что касается точек для бизнеса, они превосходно вписываются в новую концепцию, но должны соответствовать требованиям — быть частью кластеров, а не превращаться в отдельные деловые мегацентры, которые неминуемо создадут пробки, человеческий поток. Города будущего должны быть лишены таких центров. В то же время такое преобразование потребует и серьезного развития общественного транспорта — скоростных наземных и подземных железнодорожных линий, трамваев.

Личные автомобили покинут города будущего?

— Почему же? Людям нужна свобода передвижения. Но если в пяти минутах ходьбы есть удобный магазин, парикмахерская, кинотеатр и центр муниципальных услуг — зачем ехать на машине?

А каким вам видится «идеальный» город будущего?

— Большие города вымрут. А будущее за деревнями. Но это будут современные деревни, в них будут и поля для выращивания урожая, и хорошая интернет-связь. Даже если там не будет связи в случае, скажем, катастрофы, то поля помогут населению выжить.

Мы строим в США такие деревни, чтобы они могли пережить XXI век. Вот у высотных зданий будущего нет. Достаточно отрубить энергию на два часа, и наступит коллапс: вода не закачивается, кондиционеры стоят. В деревне же вы просто откроете окошко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Ирбитская, директор центра градостроительных компетенций РАНХиГС: 

— Речь идет о теории децентрализованного развития агломерации. В московских районах создаются «центры притяжения» — места концентрации сервисов и услуг. Так происходит децентрализация, которая дает множество положительных эффектов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ИЗРАИЛЬ

Искусственный остров как способ борьбы с террором

Вполне возможно, в территориальных водах Израиля одним островом станет больше. И дело здесь не в нехватке территорий для развития страны. Обо всем по порядку.

Последние несколько дней тема Израиля и сектора Газа входит в топы новостей мировых информационных агентств, газет и телеканалов. (далее...)

ПЕКИН

Скорость перемещения по столице Поднебесной на автомобиле поражает воображение

Я всегда завидовал китайцам в скорости передвижения по Пекину.Например, на кольцах китайской столицы, коих 6 против 4 в Москве, скорость движения составляет от 60 до 100 км/час. А средняя скорость по остальным магистралям не падает ниже 30 км/час. Но власти не скрывают: чтобы достичь такого успеха, пришлось пережить гнев жителей столицы. (далее...)

amp-next-page separator