Новый бюджет столицы одобрен и утвержден
Бюджет Москвы —это основной финансовый документ, обеспечивающий необходимыми ресурсами выполнение правительством Москвы всех принятых обязательств перед москвичами и стабильное функционирования города.
Условия формирования
Бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов формировался в условиях продолжающейся адаптации экономики страны к изменившимся внешним факторам, серьезной ограниченности бюджетных средств и поиска резервов в сфере повышения эффективности расходов и администрирования доходов.
При этом сама бюджетная система столицы показала свою устойчивость. К примеру, в этом году, впервые за последние несколько лет, темп роста доходов городского бюджета превысит показатели уровня инфляции.
Это связано в первую очередь с тем, что в структуре доходов бюджета столицы произошли качественные изменения — она стала более равномерной. Еще пять лет назад поступления по налогу на прибыль на четверть зависели от одной организации. Теперь же в столице нет налогоплательщиков, поступления от которых превышают 5 процентов от общего объема налога. Случилось то, что экономисты называют «диверсификацией доходных источников».
Источники поступлений доходов
Доходы бюджета Москвы складываются из двух составляющих — налоговые и неналоговые поступления. Основная доля доходов бюджета Москвы — 90 процентов — приходится на налоговые поступления. Из них порядка 50 процентов — налог на доходы физических лиц.
Второй по значимости источник — 33 процента — налог на прибыль. 10 процентов доходных поступлений столичного бюджета обеспечат акцизы. Кстати, благодаря усилиям Правительства Москвы по развитию столичной бизнес-среды и малого предпринимательства растут поступления от специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения (темп прироста — более 10 процентов в год), патентной системы (темп прироста в 2017 году — более 40 процентов) и других. Тенденции этого роста сохранятся и в ближайшие три года.
Одновременно с этим продолжат расти опережающими темпами и поступления региональных и местных налогов. Это напрямую связано с реализацией городом своих налоговых полномочий. Еще один источник пополнения бюджета — неналоговые доходы, например, доходы от продажи и использования имущества, находящегося в городской собственности, доходы от платных парковок, направляемые в столичную казну.
Программные расходы
Расходная часть столичного бюджета сформирована в программном формате и обеспечивает необходимыми ресурсами реализацию мероприятий 14 госпрограмм города. Доля программных расходов в предстоящей трехлетке будет, как и прежде, стабильно высокой — более 90 процентов.
Ключевым приоритетом остается социальная сфера. Ассигнования на социальную поддержку граждан, образование, здравоохранение, культуру и спорт, обеспечение других социальных расходов составляют более 54 процентов бюджета. На выплату доплат к пенсиям, пособий и компенсаций москвичам в предстоящие три года будет направлено более 570 миллиардов рублей.
Большой объем средств приходится на выплату региональной доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам — 116 миллиардов рублей ежегодно. Наряду с денежными выплатами горожанам оказывается социальная поддержка в натуральной, неденежной форме. Это льготы по оплате ЖКХ и услуг связи, проезда на транспорте, обеспечение отдельных категорий граждан бесплатными лекарствами и многое другое. На финансирование этих мероприятий за три года будет выделено более 551 млрд рублей.
В бюджете предусмотрены необходимые расходы для обеспечения комфортной городской среды, а также достаточный объем бюджетных инвестиций для городского развития.
На финансирование Адресной инвестиционной программы, то есть на развитие транспортной системы города, строительство объектов социального назначения и многое другое планируется направить 25 процентов от общего объема расходов бюджета.
Дефицит
Бюджет следующего года принят с дефицитом — расходы превышают доходы. В 2017 году дефицит составит 217,9 млрд рублей или 12,4 процента к собственным доходам бюджета. Это заметно ниже ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так откуда появятся средства, чтобы компенсировать эту разницу? Они поступят от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности города, возврата кредитов юридическими лицами, использования переходящих остатков средств на счетах бюджета.
И, конечно, будет продолжена работа по повышению эффективности бюджетных расходов. В первую очередь экономия будет достигаться за счет проведения конкурсных процедур при размещении государственного заказа.
Долговая политика
Начиная с 2011 года Правительство Москвы проводит целенаправленную политику по уменьшению долговой нагрузки на бюджет города. За это время госдолг столицы сократился более чем в четыре раза — с 300 млрд рублей до 61,9 млрд рублей. В этом году был полностью погашен крупный валютный заем, который был привлечен 10 лет назад, и теперь валютные риски в части госдолга исключены. При дальнейшей реализации курса по сокращению долга без осуществления новых заимствований предстоящую бюджетную трехлетку город закончит с государственным долгом в 31,5 млрд рублей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Зяббарова, министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы:
— Бюджет Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов сформирован с учетом основных приоритетов бюджетной политики города. Такими безусловными приоритетами являются социальная направленность бюджета с сохранением достаточной доли бюджета развития, обеспечение устойчивости и стабильности городской бюджетной системы.
Предусмотрены средства на исполнение всех действующих обязательств перед москвичами, создание комфортной городской среды, а также развитие транспорта, инженерной инфраструктуры, строительство школ, детских садов, поликлиник и других социальных объектов.
СПРАВКА
БЮДЖЕТ ГОРОДА МОСКВЫ (МЛРД РУБЛЕЙ)
■ 2017 доходы —1758,6 расходы—1976,5 дефицит — 217,9
■ 2018 доходы —1845,4 расходы — 1934,0 дефицит — 88,6
■ 2019 доходы — 1939,9 расходы — 1949,6 дефицит — 9,7
ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ МОСКВЫ В 2017 ГОДУ
■ «Социальная поддержка». На эту программу из городского бюджета будет выделено 391,2 млрд рублей.
■ «Развитие образования» получит из бюджета города 276,2 млрд рублей.
■ «Развитие здравоохранения». На медицину будет выделено 223 млрд рублей, а с учетом средств обязательного медицинского страхования — 373,8 млрд рублей.
■ На программы «Спорт Москвы» и «Культура Москвы» будет потрачено 45,7 млрд и 45,2 млрд рублей соответственно.
■ На «Развитие транспортной системы» планируется направить из городского бюджета 434,5 млрд рублей.
■ На программу «Жилище» будет выделено 101,9 млрд рублей.
■ На «Развитие инфраструктуры и энергосбережение» запланировано выделить — 69,7 млрд рублей.
■ На программу «Открытое правительство» планируется направить 14,1 млрд рублей бюджетных денег.
■ На «Информационный город» запланировано 54,5 млрд рублей.
■ Программа « Развитие городской среды» получит из бюджета 87,1 млрд рублей.
■ На программу «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» выделят 36,8 млрд рублей.
■ На программу «Градостроительная политика» выделено 16 млрд рублей.
■ На обеспечение безопасности населения в рамках программы «Безопасный город» в бюджете запланировано 24,4 млрд рублей.
КСТАТИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА НА 3-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД:
■ 2017 год — 1 трлн 758,6 млрд руб;
■ 2018 год — 1 трлн 845 млрд руб;
■ 2019 год — 1 трлн 939,9 млрд руб.
ЦИФРА
43 процента. На столько увеличится финансирование лекарственного обеспечения льготных категорий москвичей в следующем году по сравнению с 2016 годом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Особые условия. Город переживает бум инвестиций
Эксперты отмечают: Москва стала в один ряд с городами, привлекательными для инвесторов. «ВМ» разобралась, что заставляет инвесторов вкладывать деньги в наш город.По словам экономистов, кризисные явления не помешали Москве занять высокую позицию в общем рейтинге крупнейших городов мира (далее...)