Директора школ обещают сделать Москву мировым лидером по качеству общего образования
Первая итерация текста стратегии появилась весной этого года. Состоялось его обсуждение в образовательных организациях, в СМИ, на площадках в Интернете.
- Разрабатывая стратегию, мы опирались на установку мэра Москвы о том, что город заинтересован в развитии образования, - говорит директор школы №1468 Илья Бронштейн. – В основе этого развития - самостоятельность школ, открытость системы образования и благополучие ее работников. Один из результатов обсуждения проекта с тысячами московских педагогов – вывод о том, что никто не хочет возвращения к прежним принципам управления системой. Ни у кого нет ностальгии по временам, когда школа не имела права самостоятельно распоряжаться своими финансами.
Бывает так, что стратегию пишут в условиях кризиса, чтобы срочно придумать, как из него выйти. В московском образовании в 2018 году ситуация иная, подчеркивает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов:
- Кризиса нет, система образования Москвы находится на пике своего развития. При этом и у руководства города, и у работников отрасли есть понимание, что почивать на лаврах нельзя. Московское образование должно опережать время, задавать векторы и демонстрировать еще более значимые результаты, нежели сегодня. Москва должна стать безусловным лидером среди мегаполисов мира по качеству общего образования.
Ученик
Ключевой принцип стратегии – признание ценности каждого ребенка для системы образования города. И это не просто декларация, а основной принцип финансирования школ, когда норматив следует за учеником. Каждый ребенок талантлив, и задача школы – раскрыть его талант.
Московская система образования работает для того, чтобы повысить конкурентоспособность школьника при продолжении обучения в колледже или вузе и при выборе профессионального пути. Это особенно важно, поскольку ему предстоит конкурировать с лучшими выпускниками школ из других регионов. Более того: каждый московский школьник должен получить те знания, умения и навыки, которые будут востребованы в мегаполисе как минимум в десятилетней перспективе, подчеркивает Илья Бронштейн.
Отсюда требования к ключевым компетенциям, которые школа должна формировать у ребенка. Одна из этих компетенций – умение делать выбор. Это значит, что в каждой школе должна быть создана система, в которой ребенок постоянно совершает осознанный выбор, в том числе, в рамках учебного плана. Не менее важно, чтобы ребенок чувствовал себя востребованным и приносил пользу не только себе самому, добавляет директор «Покровского квартала».
Учитель
Одновременно разработчики стратегии признают и декларируют непреходящую ценность учительской профессии.
В истории российского образования были примеры, когда авторы программных документов недвусмысленно заявляли, что самочувствие педагогов при реализации тех или иных программных документов их волнует мало. В Москве установка иная.
- Здесь признают значимость каждого учителя и создают ему достойные условия для работы, - считает Илья Бронштейн. – Прежде всего, это подтверждается высоким уровнем оплаты труда. Учитель должен чувствовать себя комфортно, ощущать свою принадлежность к среднему классу городского сообщества.
При этом разработчики отмечают возрастающую сложность профессии учителя.
- Если раньше учитель был почти единственным источником информации для ученика, то сегодня ребенок свободно чувствует себя в Интернете и может за несколько секунд получить любую информацию. Учитель становится навигатором в образовательном процессе, и он должен сделать полезным пребывание ребенка в школе с учетом этих обстоятельств, - считает директор школы № 1560 «Лидер» Ирина Жданова.
Одновременно учитель выполняет воспитательную функцию, становится надежным партнером не только для ребенка, но и для его семьи.
Город
От многих других российских регионов Москва отличается тем, что здесь сосредоточены огромные образовательные возможности для каждого ребенка. Ребенок учится не только в школе, но и посещая самые разные учреждения культуры, отдыха, спорта, образования вплоть до ВДНХ и парка «Зарядье».
«Пространство города нужно активнее использовать для решения образовательных задач, а для этого – организовывать его соответствующим образом, - поясняет Ирина Жданова. - В Москве должна быть создана система, в которой ребенок вне зависимости от того, в какой школе учится, в полной мере использует возможности города. И уже сегодня эта система создается. Характерный пример – олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», которую Департамент образования Москвы организует совместно с Департаментом культуры».
Илья Бронштейн предлагает пойти дальше, открыв для школьников и другие городские ресурсы, в том числе производственные предприятия, чтобы ребята могли видеть, как работают представители тех или иных профессий. «Чем больше мы будем ребят погружать в этот мир, чем больше мы будем показывать образцов для поведения, тем больше моделей, больше будет спектр выбора их жизненной траектории», - считает он.
Роль школы в такой системе координат не умаляется, и она по-прежнему остается важнейшей государственной институцией – одной из первых, с которыми в своей жизни взаимодействует человек, подчеркивает Илья Новокрещенов. При этом школы должны объединять свои ресурсы в интересах и учеников, и других жителей города. Пример такого сотрудничества – фестивали «Наши общие возможности – наши общие результаты», для проведения которых объединяют усилия разные школы района. «В основе сотрудничества школ – понимание общих интересов и ценностей, и для организации этого сотрудничества не нужны дополнительные бюрократические структуры», - убежден директор «Покровского квартала».
Технологии
Москва – «умный город», в котором бурно развиваются высокие технологии. Стратегия развития образования Москвы до 2025 года - это попытка описать образ школы, которая не просто соответствует требованиям «умного города», но хотя бы на шаг опережает их, считает Илья Бронштейн.
«Умный город» предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к техническому оснащению образовательного процесса – прежде всего, в 8-11 классах, когда ученик может выбрать программу предпрофессиональной подготовки. Оборудование для инженерных, медицинских и других высокотехнологичных классов Москвы по своим параметрам должно соответствовать новейшим технологиям, на текущий момент используемым в российской науке и промышленности.
- Новыми технологиями – в том числе теми, которые являются простыми и понятными для современных детей, - должен владеть каждый московский учитель. Он должен использовать их во благо себе и во благо детей, говорить с детьми на одном языке, - говорит Ирина Жданова. - В то же время, какие бы информационные системы ни внедрялись в московской школе завтрашнего дня, основой образовательного процесса остается простое человеческое общение ученика и учителя. И этот фактор тоже учитывается в стратегии.
Что дальше?
По результатам обсуждения проекта стратегии разработчики получили и критические замечания, и конструктивные предложения. Сейчас идет их обработка, и многие из них будут учтены.
Очередная версия стратегии будет представлена в ближайшее время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ