Станция «Новослободская» напоминает грот и одновременно католический храм
Станция «Новослободская» получила свое название от одноименной улицы. А та, в свою очередь, — от Новодмитровской слободы, что возникла в XVII веке. В ней жили, главным образом, выходцы из подмосковного Дмитрова.
— Как и многие станции 1930–1950-х годов, «Новослободская» строилась как храм, — рассказывает архитектор Егор Куваев. — Даже огромный трехэтажный вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счет простых пропорций, а также квадратных и круглых колонн.
А вот внутреннее пространство станции архитекторы Алексей Душкин и Александр Стрелков решили сделать похожим на... грот. Такую себе уютную пещеру. Но даже в гроте тема храма присутствовала!
— Стекла для витражей, которыми оформляли станцию, как считается, привезли из Прибалтики. Изначально эти стекла готовили для готического собора, — рассказывает москвовед Юрий Егоров. — Правда, позднее из стекол витражей составили «классово верные» фигурки рабочих, ткачих и прочих персонажей актуальной советской действительности. Было, конечно, на станции и изображение Сталина. «Новослободскую» строили в начале 1950-х, и по-другому было нельзя. Когда культ личности развенчали, то профиль Сталина на панно из смальты в торце центрального зала заменили на голубей.
— А еще на этом декоративном панно, которым оформили вестибюль, была изображена босая женщина с ребенком, — рассказывает Юрий Егоров. — Когда это изображение увидел товарищ Хрущев, то, согласно легенде, он возмутился: «У нас что — обуви в стране нет?!» И женщине быстро дорисовали обувь.
Вплоть до реконструкции, которая произошла в 2003 году, «Новослободская» действительно напоминала грот.
— Витражи были подсвечены изнутри мягким, не очень ярким светом, — рассказывает Юрий Егоров. — Но потом освещение на станции усилили, а сами витражи закрыли стеклом — для сохранности. Да, теперь их никто случайно не повредит, но витражи из-за этого стекла, к сожалению, выглядят более тусклыми. «Новослободская» тем не менее остается одной из самых необычных станций московского метро. Настоящий шедевр подземной архитектуры.