Столица внедряет гибкую систему «Умный город»

Город
Мы все слышали понятие «умный город». Насколько умна Москва? Растет ли ее интеллект? Мы беседуем с генеральным директором государственного бюджетного учреждения «Инфогород» Алексеем Чукариным.

Понятие «умный город», по словам Алексея, очень многогранно. Оно включает в себя совокупность принципов, правил, технологий и возможностей, которые городская среда предоставляет всем жителям. — В том числе, разумеется, и бизнесменам, работающим в нашем городе, — рассказывает Алексей. — Причем, конечно, речь в первую очередь идет о современных технологиях, которые являются необходимым компонентом решений, применяемых в мегаполисе.

Но технологии в данном случае — не просто широкополосный доступ в интернет или скорость передачи данных. Это не набор мобильных приложений, предлагающих нам пусть и широкий, но все-таки ограниченный круг сервисов. Речь скорее идет о том, что каждый житель «умного города» в каждой точке мегаполиса получает ровно тот набор услуг и сервисов, который ему именно сейчас необходим.

Звучит заманчиво. Но приведите пример!

Ну, скажем, человек вышел из дома и куда-то направляется. «Умный город» может предложить ему оптимизацию маршрута с учетом текущей транспортной ситуации: подскажет номер автобуса, сообщит время его прибытия к остановке, рассчитает время, как быстрее куда-то добраться — на личном автомобиле или общественном транспорте. Житель в считаные секунды может узнать все ему необходимое здесь и сейчас.

Дело нехитрое. Зашел в «Яндекс.Навигатор» или в «Google Карты» или в любые другие «Карты», составил маршрут. Но при чем тут «умный город»?

За этим сервисом стоит понятие «умный город». Сервис — лишь один из его компонентов. А ведь есть еще интеллектуальная транспортная система. Она способна гибко управлять трафиком на дорогах. Например, эта система включает такой компонент, как умные светофоры, регулирующие движение в зависимости от транспортных потоков, движущихся в том или ином направлении. А бывают ведь еще и умные дорожные знаки. Например, знаки ограничения скорости: цифры на них меняются в зависимости от плотности движения.

В Москве, кстати, элементы интеллектуальной транспортной системы уже давно появились и действуют. Многие водители заметили, что в городе есть электронные табло, подсказывающие оптимальные, с минимумом пробок, маршруты. Но главное в «умном городе» — в том, что все его компоненты связаны между собой и работали в синергии. Это не разрозненные решения, это единый пул.

Алексей, если некий идеальный умный город принять за 100 процентов, то насколько процентов сегодня умна Москва?

У меня субъективная оценка. Я считаю, что Москва очень умна. Если учесть информационные технологии, которые сейчас реально у нас используются, то по степени умности мы вплотную подбираемся к 80 процентам. Это, поверьте, очень высокий показатель.

 Ноутбук Ольги Барабановой, руководительницы smm-агентства, — ее главный рабочий инструмент / Фото: Olga Chitaykina

А есть ли города, «умные» на 100 процентов?

В мире есть города, например, в Китае и на Ближнем Востоке, которые строятся с нуля. Там системы умного города закладываются изначально при проектировании. И они априори встроены во все системы жизнеобеспечения, а также системы помощи жителям. В таких городах существующие технологии задействованы на 100 процентов.

Взять, например, Сингапур. Он в свое время был перестроен почти полностью, поэтому новейшие технологические решения были внесены в план развития города еще 20 лет назад.

Что умные города должны вводить сразу, какие сервисы?

Например, датчики учета коммунальных ресурсов. В новых городах Китая, например, в каждой квартире сразу, по умолчанию, устанавливаются счетчики учета тепла, электричества, холодной и горячей воды.

Но ведь такие счетчики есть у нас!

Есть. Но в отличие от новых китайских городов они пока не объединены в единую сеть. У нас все счетчики отдельно, и показания снимают сами жители. Когда-то корректно, когда-то нет, когда-то вообще не снимают. А в этих городах все показания можно снимать централизованно и отправлять по электронной почте счета на оплату. Согласитесь, это удобно, в том числе для жителей. Они, кстати, в случае такой оплаты могут быть уверены, что управляющие компании не впишут им часть общедомовых расходов на воду или, скажем, электричество.

Почему бы не ввести такую систему и у нас? Не думаю, что это технически очень сложно.

На самом деле — сложно. Потому что у нас более четырех миллионов квартир, в том числе в старом жилом фонде. И объем затрат на подключение всех датчиков, а их десятки миллионов, в единую сеть просто колоссален. Хотя в бюджетных учреждениях мы уже идем этим путем и успешно внедряем автоматизированный учет расхода ресурсов.

Генеральный директор государственного бюджетного учреждения «Инфогород» Алексей Чукарин / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

То есть умный город —довольно дорогая история.

Конечно, не дешевая! Но все затраты себя окупают. Потому что «умный город» — это инструмент, позволяющий обеспечить максимально комфортную среду обитания для всех. Он позволит повысить качество жизни для каждого отдельно взятого горожанина. Будь то школьник, родитель, водитель, студент, спортсмен или пенсионер.

При создании умного города вы сотрудничаете с бизнесом?

Разумеется. Например, мы ведем совместную работу со всеми находящимися в Москве сотовыми операторами. И это позволило получить подробную и достоверную карту перемещения потоков людей в пределах города, и эти данные легли в основу нового Генерального плана развития Москвы, утвержденного на срок до 2025 года.

Или возьмем совместную работу с агрегаторами услуг такси, которые активно используют сервисы по проверке лицензий у перевозчиков и работают только с легальными таксистами. Прекрасный пример — развитие системы видеонаблюдения. Помимо основной функции обеспечения безопасности и помощи полиции в раскрытии преступлений городские службы используют камеры видеонаблюдения для контроля за подрядчиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Артем Ермолаев, глава Департамента информационных технологий города Москвы:

Если раньше мы были нацелены на то, чтобы город стал более открытым как для управленцев, так и для жителей, и в значительной мере мы эту концепцию реализовали, то теперь задача — сделать так, чтобы горожане управляли своим городом вместе с нами.

Например, на портале «Наш город» можно оставить жалобу, на «Активном гражданине» — проголосовать, какое решение должны принять власти по той или иной проблеме, а на портале краудсорсинга (привлечение к решению проблем широкого круга лиц для использования их знаний и опыта. — «ВМ») — выдвинуть собственное предложение. Самая амбициозная задача — сделать город гораздо удобнее, чтобы в поездках в какой-нибудь Лондон москвичи жалели, что там нет тех сервисов, к которым они привыкли.

ТОП 7 СЕРВИСОВ

Запись ко врачу

emias.info

С помощью системы ЕМИАС можно удаленно записаться на прием к врачу. Сервис также собирает и структурирует информацию о пациенте, формируя электронную медкарту. По интерактивной карте больниц и поликлиник помогает найти нужную.

Активный гражданин

ag.mos.ru

Платформа для электронных референдумов. Предназначена для неравнодушных горожан, которые высказывают свое мнение об актуальных для города темах и помогают властям принимать решения.

Оплата ЖКХ

dit.mos.ru/apps/application/item/gkh

Сервис предоставляет сведения об оплате коммунальных услуг, сообщает о плановом отключении или подаче горячей воды. Через него можно вводить показания счетчиков воды.

Наш город

gorod.mos.ru

Все жалобы на работу коммунальщиков и обращения с фото публикуются на портале и передаются в управы районов. В течение восьми дней проблема должна быть решена.

Государственные услуги

pgu.mos.ru

Здесь представлены все госуслуги, предоставляемые городом в электронном виде. Например, приобретение резидентного разрешения на парковку.

Электронный атлас Москвы

atlas.mos.ru

Самый полный перечень объектов социальной инфраструктуры города.

Узнай Москву

um.mos.ru

Сервис предоставляет информацию об истории каждого памятника столицы с указанием даты его постройки.

amp-next-page separator