Глядь — по глади чистых вод лебедь белая плывет
Легко на сердце от песни веселой. А еще на сердце, душе и в легких легко от чистого воздуха. И, кажется, его в столице стало значительно больше.
Вот, к примеру, Московский нефтеперерабатывающий завод. Почитаешь о нем старые новости, а там — и про запах сероводорода, и про возмущенных жителей района, и даже об угрозе техногенной катастрофы. А нынче — поди ж ты — лебеди да черепашки, выпущенные в заводской пруд...
Никто из местных работников, однако, такому повороту не удивляется. Я думала, тут аншлаг зевак будет, ан нет: вокруг — лишь неспешно прогуливающиеся пенсионерки и сотрудницы завода, пришедшие посмотреть на первый день лебедей, выпущенных в пруд после долгой зимовки.
Сначала на воду выпустили Сашку и Наташку — супружескую чету, которую уже ждал уютный домик на искусственном острове. К Наташке боязливо жались два серых пушистых комочка — двое безымянных пока птенцов.
Следом на отгороженную сеткой половину пруда выпустили овдовевшего самца Гришку.
— Сегодня мы ищем Грише спутницу, — рассказал «ВМ» начальник службы заказчика по автотранспортному и хозяйственно-бытовому обслуживанию ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» Дмитрий Луговской. — Хотим через вашу газету обратиться ко всем хозяйствам и организациям, где содержатся лебеди, с предложением: дайте нам невесту для Гриши! Или возьмите его в подходящее место к подруге.
Мы согласны на оба варианта: так как у нас есть два птенца, мы, если Гришу заберут, просто оставим их себе. К сожалению, пруд не очень большой, и больше двух пар лебедей на нем не помещается... Лебеди же в одиночку жить не могут, тоскуют и болеют. Им обязательно нужна пара! Надеемся, Гриша вновь обретет семейное счастье.
К слову, появились лебеди на заводском пруду ровно десять лет назад, когда генеральный директор по фамилии Лебедев (и вряд ли это сов падение) придумал поселить лебединую пару на местном водоеме и сделать ее символом завода.
Все долго гадали: улетят — не улетят. А птицы в это время пообвыклись — и прижились настолько, что принесли потомство. И теперь на пруду живет уже третье поколение переселенцев, рожденных и выросших в Капотне. Так что они тут одни из самых коренных.
Пруд при заводе небольшой, но красивый и действительно чистый. Впрочем, как уверяют ученые, лебеди в иных и не живут. А тут, кроме них, и другие капризные постояльцы. Например, караси и прочая рыбешка. И — внимание! — водяные черепахи — особый предмет гордости сотрудников предприятия.
Лебеди проведут на пруду целое лето, а осенью опять переселятся под крышу. Помогают ухаживать за ними орнитологи Московского зоопарка.
А вот черепахи в пруду — круглый год. Летом плавают, дела свои делают, а на зиму зарываются в ил да спят до весны. Одна из них на моих глазах устроилась на подводном камне неподалеку от лебедей и принялась греться на солнышке. Весной ведь всем тепла хочется.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Шингаркин, заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
- Когда в тот или иной водоем Москвы публично выпускают новых обитателей, это говорит о том, что он очищен. То есть публичность — своеобразный знак качества. Вообще Москва — город с развитой природной структурой, и водоемы в нем необходимы для организации урбанистического пространства.