Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий. / Фото: «Вечерняя Москва»

Политолог Борис Макаренко: Оппозиция практически упустила возможность познакомиться с избирателями

Город
Предварительные выборы в Московскую городскую думу завершены, результаты объявлены, а победителей уже поздравили с тем, что они набрали максимальное количество голосов выборщиков.

Оценить прошедшие выборы корреспондент «Вечерней Москвы» попросила политолога, председателя правления Центра политических технологий Бориса Макаренко.

- Борис Игоревич, чем предварительные выборы в Московскую городскую Думу могут быть полезны для жителей столицы?

- Хочу отметить, что в праймериз приняли участие только активные граждане. Явка почти в 4 процента для открытых, беспартийных предварительных выборов – это очень неплохой результат. Это, безусловно полезно для активных граждан, это полезно для конкуренции внутри «партии власти». Надо сказать, что борьба внутри «партии власти» на праймериз была нешуточной, настоящей. Это полезно и для всех тех, кто хочет попытаться стать депутатом, познакомить избирателей со своей кандидатурой. К сожалению, мало кто из оппозиционных партий и независимых фигур такой возможностью воспользовался. Впрочем, некоторые все-таки воспользовались и иногда даже удачно.

- Повышают ли такие инициативы политическую культуру граждан?

- Я бы сказал, что сильно повышают гражданскую активность. Такие мероприятия дают избирателям почувствовать, что от них в вопросах управления городом что-то зависит.

- Что извлечет из предварительного голосования сама Московская городская дума?

- Во-первых, ей пойдет на пользу обновление состава. Во-вторых, депутаты почувствуют конкуренцию. Насколько мне известно, в трех случаях два действующих депутата сталкивались в одном избирательном округе и конкурировали. И проигравшим был дан явный сигнал, что может надо свою программу как-то дорабатывать. И еще в нескольких случаях действующие депутаты проигрывали новым людям.

- Можно ли, изучив программы кандидатов, составить своеобразный «план работы» для будущего состава столичного парламента?

- Дело в том, что предварительные выборы были беспартийными, то есть свои программы предлагали не партии, а конкретные личности, поэтому было очень много самых разнообразных предложений. Скорее, можно составить своеобразный рейтинг «Какие проблемы чаще упоминали кандидаты». На него и следует обратить внимание будущему составу Думы. Но решения этих проблем им придется разрабатывать самостоятельно.

- Как оцениваете рекламную кампанию кандидатов на предварительные выборы? Чего было больше: собственных предложений или критики конкурентов?

- Большинство кандидатов выдвинули свои кандидатуры для того, чтобы «разогреться», попробовать свои силы, и это хорошо, что каждый имел такую возможность. Критики я не увидел, а на избирательном участке я собрал целую коллекцию буклетов с программами кандидатов. В отличие от настоящих выборов, здесь была разрешена агитация в день выборов, и это тоже нормально. Жалко, что один из кандидатов наклеил плакат мне на подъездную дверь, но это тоже можно простить, потому что рекламная кампания на праймериз – это всегда «живой процесс», которого без проблем не бывает.

- Повысит ли предварительное голосование активность граждан во время основных выборов в Мосгордуму, которые пройдут 14 сентября?

- Да, это дает возможность актуализировать в общественном сознании тему выборов, показать людей, кандидатов. Конечно, то, что пришли и проголосовали три с небольшим процента, нельзя назвать высокой явкой, но все они активные люди, которые запомнили предварительные выборы, и часто именно они являются «лидерами мнений» в своем окружении. Это очень важно. Для самих кандидатов это тоже важный шаг, ведь 45 человек пойдут на выборы в Московскую городскую думу с фразой «Я победил в праймериз».

- Смогла ли оппозиция проявить себя на предварительных выборах? Часто они сетуют на различные барьеры, которых здесь не было.

- Возьмем коалицию «За Мою Москву». Я знаю людей из ее списка, которые регистрировались на праймериз, но затем снимали свою кандидатуру. До самих выборов 8 июня дошла, например, Мария Гайдар. Она попробовала, и заняла то ли третье, то ли четвертое место. Ну, и хорошо, проверила свои силы. Из парламентской оппозиции многие даже и не стали пробовать. Коммунисты, к примеру, сразу обозначили негативное отношение к предварительным выборам и участие в них так и не приняли.

- Как вы считаете, жалеют ли они об упущенной возможности лишний раз показать себя?

- Поскольку непарламентские партии имеют меньше ресурсов, они меньше узнаваемы московскими избирателями, для них важна была каждая возможность о себе заявить. Коммунисты же ей не воспользовались. Ну, что же, им не Бог судья, а московский избиратель. Если им удастся 14 сентября выиграть, то значит, они поступили правильно. Но, своей возможностью улучшить результат они не воспользовались.

amp-next-page separator