Парк «Сокольники». Китайский художник Кун Линминь проводит мастер-класс по древней каллиграфии в стиле чжуаньшу в Музее каллиграфии / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Потомок Конфуция представит горожанам свои картины

Город

17 сентября в рамках Недели китайской культуры в Москве художник Кун Линминь провел мастер-класс по каллиграфическому письму. На занятии побывала корреспондент «Вечерней Москвы».

Мастер-класс был организован в преддверии открытия выставки «Великая китайская каллиграфия и живопись», которая будет проходить с 20 по 22 сентября в музейно-просветительском центре «Сокольники» в рамках Недели китайской культуры. Экспозиция посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем.

Мастерство каллиграфии демонстрировал известный художник, внук Конфуция в 76-м поколении, вице-президент Ассоциации Конфуция Кун Линминь. Он показал, как пишутся иероглифы в древнейшем стиле чжуаньшу — раньше таким шрифтом вырезали надписи на костях или черепашьих панцирях.

Художник окунает кисть в специальную «тушницу» — изящное блюдце с водой, макает ее в тушь и держит вертикально над специальной рисовой бумагой.

— Иероглифы наносят сверху вниз, не отрывая руки. Нужно контролировать нажим, чтобы линии получались одинаковыми по толщине, — рассказывает Кун Линминь.

Работа требует концентрации и терпения. С сосредоточенным лицом художник выводит на бумаге символы, напоминающие солнце, луну, человека и лошадь. Затем художник предлагает попробовать журналистам повторить письмо. Сложнее всего держать кисть в правильном положении и следить, чтобы линии получались ровными.

— Чтобы стать профессионалом, этому искусству учатся более 30 лет, — отмечает Линминь.

В завершение своего мастер-класса художник написал древними иероглифами название нашей газеты — «Вечерняя Москва». Получились пять иероглифов, напоминающих с виду кактусы и стрелы.

После всемирно известная художница Ван Сюлин на глазах у посетителей мастер-класса написала на бумаге картину с изображением красного бамбука. В китайском искусстве важна не натуралистичная, точная передача цвета, а символизм. Например, красный цвет символизирует радость.

Название газеты «Вечерняя Москва», написанное китайскими иероглифами / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

— Мероприятие играет большую роль в развитии контактов между Россией и Китаем, способствует широкому культурному обмену между странами, — рассказала председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. — Каждая страна стремится сохранить свои ценности, а знакомство с культурными особенностями других народов способствует пониманию, укреплению и развитию дружественных связей.

В рамках Недели китайской культуры состоялись и другие мероприятия. Так, масштабные выставки, концерты, уроки китайского языка и каллиграфии прошли в минувшие выходные на ВДНХ.

На этой неделе творческие площадки работают в парке «Сокольники».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Харютин, заместитель генерального директора выставочного центра «Сокольники»:

— На экспозиции «Великая китайская каллиграфия и живопись», которая откроется в пятницу, можно ознакомиться с работами как самобытных художников, так и популярных, чьи работы представлены по всему миру. Для русского человека, которому свойственно оценивать визуально, китайское искусство кажется порой непонятным. Китайцы же ценят внутренний мир — красивые тонкие линии, зигзаги, повороты скрывают в себе, по их мнению, глубокий смысл.

СПРАВКА

Каллиграфия в Поднебесной считается не только искусством, но и видом спорта. Каллиграфисты дольше живут за счет того, что это занятие расслабляет и успокаивает. А во время работы укрепляются мышцы: чтобы нанести на бумагу иероглифы, нужно длительное время проводить на ногах и постоянно двигаться. Кроме того, каллиграфию уже ввели в китайских школах в качестве обязательного выпускного экзамена.

Читайте также: Столичный университет заключил соглашение с китайскими высшими учебными заведениями

amp-next-page separator