Уполномоченный по защите прав предпринимателей города Москвы Татьяна Минеева и председатель Центра примирительных процедур (медиации), заслуженный юрист России адвокат Анатолий Кучерена готовы к активной и плодотворной работе на благо бизнес-сообщества / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Центр примирения для предпринимателей открылся в столице

Город

19 ноября в Общественной приемной бизнес-омбудсмена столицы состоялось открытие первого в Москве и России Центра примирительных процедур (медиации).

Новая общественная структура призвана разрешать конфликты между предпринимателями и государственными органами, не доводя их до суда, банкротства или уголовного преследования. Эксперты центра верят, что такое возможно в большинстве случаев и выгодно обеим сторонам конфликта. Они готовы работать на общественных началах ради воплощения этой идеи в жизнь.

Председателем Центра медиации стал заслуженный юрист России адвокат Анатолий Кучерена. Он рассказал о своем положительном опыте посредника между бизнесом и властью, между властью и гражданами, между коммерческими структурами.

— По опыту, судебный процесс чаще всего ни к чему хорошему не приводит, это поражение для обеих сторон, — высказал неожиданную для юриста мысль Кучерена.

По словам защитника, к нему часто обращались бизнесмены, которые не могли сами решить проблемы, и ему приходилось заниматься посредничеством.

— Раньше мы называли это не медиацией, а обращением к человеку, которому доверяют обе стороны. Если брать ситуацию, связанную с разрешением конфликтов через центры медиации, то сегодня нам похвастаться нечем. Именно поэтому открытие такого центра в Москве — важное событие, — отметил адвокат.

Попытки решать конфликты путем примирения появлялись в столичной среде не раз. Медиатор с десятилетним стажем Марина Одинец рассказала, как шел процесс медиации в сфере городского ЖКХ в 2010–2011 годах.

— Первые медиации, которые мы стали проводить при Московском аналитическом центре Департамента ЖКХ, были очень сложные — многоступенчатые, челночные, комедиации, — когда два медиатора встречаются, когда спорят большие группы людей. Тогда внесли в положение пометку о том, что споры должны разрешаться преимущественно мирным путем, но не добавили «включая применение процедуры медиации». А если бы такая оговорка была, конфликтов было бы намного меньше. И вот опять мы возвращаемся к необходимости этого, — отметила Одинец.

Участники встречи говорили о том, что, несмотря на десятилетний опыт, медиация очень медленно продвигается в сознание нашего общества. А значит, важной частью работы нового центра станет и информирование общества. То, что способность договариваться — это признак гражданского, цивилизованного общества, говорили многие эксперты. Так, практикующий адвокат и руководитель общественной приемной бизнесомбудсмена в Центральном административном округе Москвы Вячеслав Леонтьев отметил, что любой конфликт воспринимается как война. Пока менталитет общества таков, что люди доверяют судам и, чуть что, пытаются добиться возбуждения уголовного дела, думая, что это единственное существующее решение.

— Конфликтующие стороны хотят вернуть свои деньги или восстановить справедливость. При понимании, что суд — это долго и дорого, а медиация — это быстро и дешево, градус конфликта сходит на нет. Центр медиации должен разрешать бизнес-конфликты, не уводя их в уголовную плоскость, — пояснил Вячеслав Леонтьев.

Когда центр еще готовился к открытию, столичные юристы уже разрешили один предпринимательский конфликт, примирив стороны с помощью бизнес-омбудсмена.

— В рамках госконтракта коммерческая компания поставила дорогостоящую спецтехнику из Германии для очистки водоемов для нужд госпредприятия. Поставка была вовремя, но заказчик, чтобы не платить, затянул приемку оборудования и попытался вернуть половину стоимости техники за счет неустойки, — рассказал юрист Сергей Гебель. — Тяжба длилась два года. И даже судья не верил, что возможно мировое соглашение. Тогда мы обратились в приемную уполномоченного по правам предпринимателей, Татьяна Минеева дала рекомендацию, и было заключено мировое соглашение. Это спасло компанию от банкротства, а госпредприятие — от затягивания работ при простое оборудования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве:

— Радует, что бизнес все больше и больше идет к нам со своими проблемами, значит, доверяет. Создав Центр медиации, мы взяли на себя роль посредника по установлению доверия между бизнесом и властью. Кроме центра, в структуре Уполномоченного действуют рабочие группы, которые закрывают вопросы всех секторов экономики, Общественный совет, Экспертный совет и институт pro bono — 100 человек экспертов, юристов, адвокатов, которые работают не только с обращениями, но и выдвигают законодательные инициативы. А до конца года в округах Москвы будут открыты 13 общественных приемных.

Читайте также: Предприниматели ищут поддержки у омбудсмена

amp-next-page separator