Здесь встречаются эпохи: как менялся дизайн и эстетика московского метро
Высокие темпы строительства станций меняют метро и задают свои тренды. О том, какие именно, рассказала Ирина Радаева, главный архитектор градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект».
За последние десять лет в Москве открыли около 100 станций метро и МЦК: примерно столько же, сколько построили с 1965 по 2010 год. Современные проекты с простым и функциональным дизайном соответствуют темпам строительства. Сохранится ли приоритет удобства над красотой или архитекторы найдут альтернативные решения с новой эстетикой? Станции первой и второй очереди 1930-х годов вызывают восхищение. Их павильоны — это подземные галереи с уникальными мозаиками и скульптурами на исторические и патриотические темы.
С 1955 года на смену уникальным проектам станций приходят типовые, а в 1980-е индивидуальный подход возвращается. После перестройки сеть метро стремительно развивается вширь, и авторы новых проектов отказываются от сложных элементов декора и атрибутов монументального искусства.
В основе современного подхода к проектированию метро, как и раньше, лежит «польза, прочность, красота», а также связь с историей и природой. Однако акценты поменялись — приоритетом становится соответствие современным стандартам безопасности и удобства передвижения. Московское метро — общественное пространство с различными сервисами для пассажиров — от посадки в вагоны до зарядки смартфона и доступа к Wi-Fi. А с запуском МЦК и МЦД выросли требования к навигации.
КСТАТИ
На днях около строящейся станции «Улица Новаторов» Коммунарской линии начали высаживать липы. Все деревья дымо– и газоустойчивые, адаптированные к условиям мегаполиса.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На 18 станциях метро и МЦК заработал сервис по отправке открыток к Новому году. На стойках «Живое общение» расположено два почтовых ящика: один для открыток родственникам, а второй для писем Деду Морозу.
Читайте также: Москвичи поддержали программу строительства метро