Интернациональная команда поваров готовит царь-блин в центре культуры «Кремль в Измайлово» / Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Гостей Масленицы веселили иностранцы-ряженые

Город

В воскресенье, 1 марта, Масленая неделя с характерным размахом отшумела в столице. Корреспондент «Вечерней Москвы» вышла на главные городские площади, чтобы принять участие в гуляньях.

Масленица идет, блин да мед несет! На Манежной с утра столпотворение. Здесь, как и на десятках других площадок, в выходные развернулись красочные народные гулянья. Внимание прохожих привлекает девушки и юноши в национальных русских костюмах. Они играют на гармошках и балалайках, поют народные песни, выкрикивают заклички.

— Мы фольклористы, выступаем бесплатно, несем в массы нашу исконную культуру, — рассказывает Василиса Хрящева. — На нас одежда, которую в ХIХ веке носили в Рязанской и Архангельской областях, а также на Белгородчине.

Василиса хочет познакомить меня со скоморохами, которые «несут вахту» на Красной площади, но не знает, как это сделать: фольклористам на посту запрещено пользоваться мобильными телефонами, чтобы не разрушать ощущение сказки.

Подкрепляясь блинами с медовухой в ближайшей палатке, наблюдаю за театральным действием с участием стрельцов в огненно-красных кафтанах: судя по всему, разыгрывается политическая сценка времен Бориса Годунова. Кроме того, стрельцы демонстрируют собравшимся бердыши — боевые топоры с лунообразным лезвием — и вовлекают прохожих в игру с перетягиванием каната.

На площади Революции впечатлений не меньше: здесь проходит целое шествие ряженых.

— Мы занимаемся традициями ряжения и скоморошества, и все — «окрутники». Этот термин — диалектизм, так в некоторых губерниях называли ряженых. Окручиваться — значит переодеваться. Вот и примеряем новые образы, — объясняет представитель творческой лаборатории некоммерческой организации «Окрутники» Анна Панкратова.

На ней праздничный костюм замужней женщины воронежско-белгородского пограничья: головной убор «сорока с каблучком», похожий на торчащий вверх рог, блестящие нагрудные украшения — грибатки и подпояска с украсами. А ее поневе с завесками (элемент юбки. — «ВМ») больше 100 лет. Другие ряженые выглядят настолько необычно, что диву даешься: например, как вам овцебык с палицей в руке и деревянной маской на лице? Набравшись смелости, подхожу к грозному созданию. И понимаю, что передо мной иностранец.

— Я приехал из Венгрии. На мне вывернутая мехом наружу шуба из овчины и холщовые штаны с кружевной каймой. А на голове — разрисованная резная маска из ивы с прикрепленными к ней коровьими рогами. Ряженые есть и в нашей национальной культуре, — говорит реконструктор Габор Петте. — Товарищи пугали меня холодной русской зимой, но все оказалось не так страшно: погода в России в этом году стоит вполне европейская.

Не меньшее внимание привлекали итальянцы — они называли себя мамутонес и исохадорес — в черных и белых масках, со звенящими колокольчиками в руках.

Вообще реконструкторы-иностранцы стали масленичной новинкой этого года. По словам представителей оргкомитета фестиваля «Московская Масленица», на Сырную неделю впервые в этом году в столицу приехали 100 реконструкторов из Болгарии, Венгрии и Италии. Они знакомили горожан со своей культурой.

На протяжении всей недели показывали уличные представления и концерты, проводились гастрономические шоу, лекции по истории старинных ремесел, игры и мастер-классы. Кстати, последних на «Московской Масленице» было более двух с половиной тысяч — почти в два раза больше, чем в прошлом году. Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы, которое раньше во многих регионах России называли Авдотьей, или Дуней.

— Традиционно в конце недели чучело могли не только сжигать, но и разрывать. Или же закопать его в снег и даже похоронить. При этом обряд сопровождался веселыми шутками. Такими раньше были проводы зимы, — подвел итог участник ансамбля «Иванова дочка» певец Роман Чернышов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Оксана Папкова, представитель пресс-службы фестиваля «Московская Масленица»:

— В столице завершился четвертый гастрономический фестиваль «Московская Масленица». В этом году праздник стал по-настоящему масштабным: он проходил на рекордных для этого фестиваля 29 площадках по всей столице против 24 адресов прошлой зимой. Конечно же, посетители пробовали всевозможные блины, приготовленные по рецептам со всего мира. На выбор гостей рестораны-участники представили более 210 видов этого угощения.

Читайте также: Король музыки. Как прошла презентация самого большого столичного органа

amp-next-page separator