Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Король музыки. Как прошла презентация самого большого столичного органа

Город
Король музыки. Как прошла презентация самого большого столичного органа
Главный хранитель Большого концертного органа Лада Лабзина демонстрирует мэру Москвы Сергею Собянину возможности нового музыкального инструмента. После торжественной церемонии открытия в «Зарядье» планируют проводить три–четыре органных концерта в месяц/ Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

В субботу, 29 февраля, в концертном зале «Зарядье» состоялась инаугурация концертного органа. В преддверии церемонии с музыкантами пообщался мэр Москвы Сергей Собянин.

Король всех инструментов, как часто называют орган, прибыл в Москву из Франции восемь месяцев назад и уже успел обосноваться в своем «тронном» концертном зале «Зарядье».

— Большая честь — установить этот инструмент здесь, в центре Москвы, в чудесном парке «Зарядье», концертном зале с такой прекрасной акустикой, — сказал директор компании, построившей орган, Патрик Арманд. — Впервые я получил столько удовольствия от совместной работы с архитекторами.

К инаугурации — именно так принято называть первый концерт-посвящение «короля» — орган готовили последние полгода. Для начала настроили звучание каждой из его 5872 металлических и деревянных труб. После чего пригласили из Швейцарии создателя церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине и Сочи режиссера Даниэле Финци Паска. Он и занялся подготовкой торжественного открытия органа. Режиссеру нужно было не просто раскрыть звучание тысячи его голосов, а во всей красе показать величие инструмента.

— Орган — это воздух, звук и свет, — сказал Паска. — Именно эти стихии в точной мере передают атмосферу нашей инаугурации, во время которой свет оживает.

В темноте, точно светлячки, горят сотни лампочек. Повинуясь музыке, они то вспыхивают ярче, то замирают, то начинают мерцать, словно звезды на ночном небосводе. И всем этим руководит почти маг — органист, который сидит в центре сцены за залитой «лунным» светом консолью. Вокруг, прямо на полу, в творческом беспорядке лежат ноты, как будто их подхватил, закружил и отпустил порыв ветра. Но между нотными листами проглядывает дорожка. По ней можно подойти к музыканту на расстояние вытянутой руки и увидеть, как под его пальцами, скользящими от регистра к регистру, рождается музыка.

— Очень волнуюсь! — призналась главный хранитель Большого концертного органа зала «Зарядье» Лада Лабзина. Именно она открывала инаугурацию, которая стартовала ровно в полночь. — Орган же почти как ребенок. Я видела, как этот инструмент вынашивался, рождался. А когда он издал первые звуки, его создатель заплакал.

Всего в церемонии участвовали 12 российских и 12 зарубежных органистов. Все они по очереди играли на инструменте в течение 24 часов.

— У этого органа много технических новшеств, которые позволяют создавать такие звуковые комбинации, что на других органах просто невозможны, — поделилась впечатлениями от инструмента органистка Мария Мохова.

Возможности короля инструментов смог оценить и мэр Москвы, заглянувший на репетицию в тот момент, когда Лада Лабзина исполняла «Богатырские ворота» Модеста Мусоргского. Глава города согласился выступить в роли ассистента и по просьбе органистки нажал на одну из кнопок, чтобы извлечь из инструмента нужные музыкальные краски. Зал заполнил густой звук.

— В «Зарядье» исполнилась музыкальная мечта: создан уникальный, даже не для Москвы, а для всей мировой музыкальной общественности, большой орган, — подчеркнул Сергей Собянин. — А у нас появился полноценный концертный зал мирового уровня, в котором есть все: и акустика, и музыкальные технологии, и орган.

По словам гендиректора зала «Зарядье» Ольги Жуковой, в творческую жизнь король инструментов вольется на следующей неделе. В планах — как минимум три–четыре органных концерта в месяц.

КСТАТИ

Клавишно-духовой концертный орган полностью учитывает объем, акустику и другие архитектурные особенности зала «Зарядье». Трубы, консоли, системы воздуховодов и работы регистров органа доставили в Москву из французского города Страсбурга и собрали вручную по старинным технологиям в специальных условиях: в зале удалили пыль и поддерживали постоянную температуру плюс 23 градуса Цельсия при влажности 60 процентов. Общий вес инструмента — 41 тонна.

Читайте также: Сергей Собянин: Интересные события будут проходить в Москве почти каждую неделю

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse