Руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский на церемонии официального старта общегородской акции «Ночь в музее» в Государственном историческом музее / Фото: АГН «Москва»

Александр Кибовский: Когда все закончится, мы вернемся с офлайн-программой

Город

В субботу, 16 мая, в Москве пройдет ежегодная акция «Ночь музеев». Правда, в этом году все мероприятия будут в онлайн-формате. Что подготовили для участников акции музеи, как им сейчас живется, кто раскроет тайны о Гоголе и почему не стоит пропускать экскурсию по Музею Пушкина, «ВМ» рассказал руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский.

— Александр Владимирович, в этом году акция «Ночь музеев» пройдет в необычном формате: все будет происходить в интернет-пространстве. К чему готовиться посетителям или, наверное, все-таки зрителям?

— К сожалению, есть обстоятельства, на которые мы с вами не в силах повлиять. И, действительно, в этом году так получилось, что «Ночь музеев» пройдет в условиях, когда любые культурные мероприятия с участием реальных посетителей, зрителей временно приостановлены. Но это совершенно не значит, что у нас нет большой интересной программы.

Тем более акция проходит в мае в год, когда вся страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Естественно, подготовка к этому юбилею началась задолго до пандемии коронавируса, поэтому у нас есть и тематические выставки, и мультимедийные проекты, которые мы можем и хотим показать. И поскольку в России 2020 год объявлен Годом памяти и славы, а торжественные мероприятия, посвященные 9 Мая, в том числе парад Победы, по решению президента страны перенесены на более поздний срок, то и мы все, что запланировали ко Дню Победы, обязательно проведем во время всеобщего празднования этой священной даты.

Но что же будет 16 мая? Та акция, которую мы сейчас предлагаем, — это не альтернатива традиционной «Ночи музеев». Это наш вклад во всероссийскую онлайн-акцию «Ночь музеев», которая пройдет в преддверии празднования Международного дня музеев. Фактически мы вместе со всеми, кто к нам присоединится на интернет-площадках, отметим это событие, а уже потом, когда снимут все ограничения, вернемся с офлайн-программой, посвященной Великой Отечественной войне.

— То есть потом будет еще одна «Ночь музеев»?

— Посмотрим. С форматом мы определимся позже. Но это не обязательно должна быть именно ночная акция. Вы поймите: музеи проделали большую работу. Ольга Свиблова (директор «Мультимедиа Арт Музея» — прим. «ВМ»), например, в рамках биеннале должна была открыть в Малом Манеже удивительную фотовыставку, посвященную 75-летию Победы. Она много времени собирала материал для этого проекта. И что же, мы теперь его не покажем? Да, проведение выставок, концертов и других культурных событий сейчас приходится откладывать, но, повторюсь, мы обязательно к ним вернемся, как только появится такая возможность. Поэтому, скорее всего, это будет цикл разных мероприятий.

— Тогда еще одно уточнение: правильно ли я поняла, что основная тема именно онлайн-акции «Ночь музеев» — Великая Победа?

— И да, и нет. Музеи все разные. Есть профильные, как Музей обороны Москвы или Музей истории танка Т-34, а есть естественно-научные, художественные, литературные… Понятно, что каждый музей готовит программу исходя из тех экспонатов и возможностей, которые у него есть. Но если кто-то хочет сделать какой-то проект в рамках Года памяти и славы, мы, конечно же, это приветствуем. Вот Дом Лосева, например. Мемориальный музей, посвященный жизни философа Алексея Лосева, с богатой научной библиотекой. Сотрудники дома-музея подготовили интересную программу «Спасенная библиотека»: о том, как в годы войны, во время обороны Москвы, спасали уникальные издания, которые сегодня хранятся в фондах библиотеки.

Или наш замечательный Музей Высоцкого на Таганке записал видеоэкскурсию «Великая Отечественная война в жизни и творчестве Владимира Высоцкого». Получилась очень интересная история, особенно для молодого поколения, которое, слушая военные песни и баллады Высоцкого, порой даже и не знает, что сам он не был фронтовиком. Его отец прошел всю Великую Отечественную войну, потом служил в Западной группе войск. Мало кто знает, что Высоцкий жил с отцом в послевоенной Германии с 1947 по 1949 год. Эта экскурсия поможет понять, как человек, никогда не воевавший, смог написать такие песни, которые сегодня считаются военной классикой.

Но, подчеркну, в контексте акции Великая Отечественная война — не единственная тема, на которую мы будем разговаривать со зрителями. Музеи, библиотеки и другие культурные площадки специально к «Ночи музеев» подготовили большую интересную программу: виртуальные выставки, экскурсии, мастер-классы, онлайн-концерты — всего около 100 различных мероприятий, с анонсами которых уже сейчас можно ознакомиться на сайте museums.mosgortur.ru.

— На что стоит обратить внимание?

— У всех вкусы разные. Я бы обратил внимание на лекцию Егора Сартакова. Преподаватель Московского государственного университета, лучший гид Москвы по версии Русского географического общества на YouTube–канале Дома Гоголя расскажет о мифах, связанных с жизнью и творчеством Николая Гоголя. Имя писателя окутано всевозможными легендами, в том числе мистическими, и, мне кажется, будет интересно послушать человека, который разбирается в этой теме. Например, узнать, на самом ли деле сожжен второй том «Мертвых душ».

Государственный музей Пушкина приглашает на ночную экскурсию по парадным залам особняка XIX века, которую проведет артист МХТ имени Чехова Данил Стеклов. Музей Пушкина пользуется огромной популярностью. Школьники, экскурсии, одиночные посетители — в обычные дни в доме на Пречистенке не протолкнуться, иногда даже трудно подойти к экспонату, чтобы рассмотреть его. Но, поскольку сейчас музей закрыт, у всех есть уникальная возможность неторопливо прогуляться по нему вместе с популярным артистом. Данил покажет вещи, детали, которые обычно ускользают от внимания посетителей.

В Музее современного искусства еще в конце прошлого года открылась тематическая выставка «99/19», посвященная 20-летию музея. Это же целый набор экспозиций, сделанных разными кураторами, среди которых режиссеры, музыканты, врачи, ученые, рестораторы! Сейчас выставка по понятным причинам для посетителей недоступна, но можно будет посмотреть онлайн-трансляции из музея, которые проведут люди, участвовавшие в создании всех этих экспозиций.

— А как сами музеи воспринимают вот такой онлайн-формат акции и в целом своей работы? Ведь многие музеи сейчас стараются проводить какие-то мероприятия в социальных сетях и на других интернет-площадках.

— Для нас онлайн-формат — во многом вынужденная история. Я сам по образованию музейщик и всегда на всех своих выступлениях призывал именно приходить в музеи. Я глубоко убежден: никакой онлайн-формат, а это касается и театров, не способен передать ту особую атмосферу, которая царит в выставочном зале или на сцене, особенно если вы хотите погрузиться в нее не один, а с детьми или с друзьями. Человеку важна сама возможность живого общения с предметом искусства. Взять хотя бы знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Сегодня найти изображение Джоконды в интернете — не проблема. При желании вы можете даже распечатать постер и повесить на стену у себя в квартире. Но, смотря на него, вы не получите тех эмоций, которые могли бы испытать, увидев оригинальный портрет Моны Лизы, пусть даже за пуленепробиваемым стеклом, но вживую. А как иначе объяснить, что люди со всего мира стремятся попасть в Лувр ради этой картины? Ощущение сопричастности, прямой контакт с произведением искусства — в этом и есть главное отличие музея от виртуальных пространств.

Поймите правильно: онлайн-мероприятия — это не замена музейной реальности. Иначе можно было бы сказать: «А зачем вообще открываться? Давайте и дальше будем показывать все в интернете». Нет. Когда мы проводим виртуальные выставки, онлайн-экскурсии, мы показываем одно из направлений многогранной работы музеев. И адресовано оно в первую очередь людям, которые в силу каких-то причин не могут лично посетить наши культурные площадки. Например, для москвичей онлайн-экскурсия — некий оригинальный формат попасть в любимый музей. А для жителей других регионов и даже стран, особенно в современных реалиях, может быть, единственная возможность посмотреть ту или иную экспозицию. То есть мы усиливаем свое присутствие в виртуальном пространстве не только потому, что в мире пандемия коранавируса, но и потому, что на это есть запрос современной аудитории.

— То есть онлайн-формат останется и после того, как музеи вернутся к своей привычной работе?

— Конечно, он всегда был и никуда не денется. Как пример того, что мы уже давно делаем, есть большой культурный проект «Музейная Москва онлайн». Он постоянно развивается, дополняется. Сейчас на сайте доступны 320 виртуальных выставок по самым разным музеям столицы. И вы можете посмотреть их в любой момент — необязательно ждать какую-то специальную акцию, вроде «Ночи музеев». Более того, там есть отдельный раздел с музейными экспонатами. А это более 47 тысяч различных вещей и предметов, которые, благодаря современным технологиям, можно рассмотреть в самых мельчайших деталях. Но при этом мы же никогда не отказывались и не отказываемся от проведения очных мероприятий. Просто сейчас перед музеями стоят несколько иные задачи, которые они решают, в том числе с помощью работы в онлайн.

— Какие это задачи?

— Прежде всего — сохранить свою постоянную аудиторию. Сотрудники музеев разрабатывают интересный контент, рассчитанный на посетителей, которые хорошо знают возможности той или иной площадки. Поэтому важно и в виртуальной среде поддерживать имидж, сформированный годами. Музеи предлагают не только какие-то развлекательные вещи, которыми, по словам психологов, все уже пресытились, но и познавательный, содержательный контент. Сейчас, когда у людей появилось больше свободного времени на интернет, музеи могут дополнительно привлечь к себе внимание новой аудитории, особенно молодой — активных пользователей социальных сетей. При этом их надо заинтересовать так, чтобы потом, когда все закончится, они уже сами пришли в музеи в качестве реальных посетителей.

Плюс в обычное время сотрудники музеев сосредоточены на текущей работе. Я с коллегами всегда на связи. Сейчас у них есть возможность немного отдохнуть от текучки, оглядеться, обратить внимание на какие-то дополнительные ресурсы, в том числе электронные, придумать проекты, которые выходят за рамки привычных форматов. В музейном сообществе города никакой паники нет. Финансирование у нас стабильное, обеспечение государственных музеев гарантированно. Поэтому в сложившейся ситуации они могут сосредоточиться на новых направлениях работы, открыть для себя и аудитории что-то новое.

— Что например?

— Да что далеко ходить, я вам на собственном примере могу сказать. К разным культурным событиям, датам я старался выступать с лекциями, презентациями, даже участвовал в импровизированных спектаклях в Школе современной пьесы. А тут в условиях изоляции завел свой YouTube-канал. Для меня это очень интересный опыт. Если обычно на мои вступления приходили 100–150 человек, то тут 1500 просмотров по всей стране. Да, ты не видишь людей, с которыми делишься чем-то важным, не получаешь сразу обратную реакцию, но с точки зрения донесения информации до широкой аудитории видеоблог — это не просто самостоятельный оригинальный жанр, а наша реальность, и мы должны с ней считаться.

— Будет ли что-то на вашем канале в рамках акции «Ночь музеев»?

— Я сейчас готовлю третий ролик, посвященный одной забавной миниатюре. Но речь пойдет не просто о картине. Поскольку я давно занимаюсь атрибуцией портретов, то всегда стараюсь даже в частных историях рассказать о каких-то системных вещах. Сейчас не буду раскрывать всех деталей, но для анонса: если вы покупаете предмет антиквариата на каком-то очень солидном зарубежном аукционе, со всеми лейблами и бумагами, будьте крайне осторожны. Все-таки рынок устроен так, что человек, который что-то продает, намерен продать это подороже. А уж если мы говорим про антиквариат, то и подавно. Придумать любую легенду — обычная история. Поэтому на зарубежных аукционах, особенно на тех, что проходили 20–30 лет назад, можно было купить какую-то ценную вещицу — портрет одной важной дамы, например, а потом с удивлением обнаружить, что на нем вместо женщины изображен мужчина. Бывает и такое.

— Возвращаясь к музеям, какие новые проекты они запустили во время работы в условиях ограничений?

— Много всего. Например, Московский зоопарк, наш музей живой природы, расставил веб-камеры в разных вольерах. Раньше наблюдать онлайн можно было только за пандами, а теперь и за другими животными. Оказалось, это очень востребованное направление. Людям нравится не только смотреть фильмы о живой природе, снятые ВВС, но и самим изучать жизнь и повадки зверей. Это могут быть как юные исследователи, так и их родители. В любой момент можно подключиться к трансляции и устроить семейный онлайн-поход в зоопарк.

На сайте «Мультимедиа Арт Музея» практически каждый день появляются новые видеоэкскурсии, лекции, встречи с интересными людьми. И эти онлайн-проекты пользуются не меньшей популярностью, чем выставки, которые проходят на площадке музея офлайн. Такой качественный контент как раз и есть то, о чем мы с вами говорили, — забота о постоянных посетителях и привлечение новых. Надо понимать, что даже в условиях, когда все закрыто, борьба за аудиторию продолжается. А конкуренция сейчас очень высока. Если еще 30 лет назад интернет для музеев был какой-то неизведанной вселенной, то теперь они сами активно обживают виртуальное пространство. И сегодня им выпал прекрасный шанс показать, как новые возможности, которые появились с использованием электронных ресурсов, позволяют преодолевать кризисные ситуации.

— А не боитесь, что часть аудитории так привыкнет к этим онлайн-выставкам, лекциям, экскурсиям, что так и останется сидеть дома?

— Нет, не боюсь. Я работаю в управлении культуры с 1997 года, а вообще мой стаж в этой сфере идет с 1989 года. И, поверьте, эта история стара как мир. Сначала боялись, что кино заменит театр, потом боялись, что телевизор — кино, а интернет — телевизор… Опираясь на свой опыт, могу сказать, что все эти опасения, которые изначально преувеличены. Сейчас театр, например, наоборот, оказался в фаворе. Потому что обилие виртуального контента повышает ценность живого искусства. Есть зрители, которые ходят на один и тот же спектакль по несколько раз. Почему? Потому что ту энергетику, ту магию, которую создают актеры на сцене, пока еще невозможно получить даже с помощью самых совершенных технических средств. Вот, например, в репертуаре «Табакерки» с прошлого года есть восстановленный спектакль «Матросская тишина» с Владимиром Машковым в главной роли. Я сам видел эту постановку несколько раз и, честно скажу, не представляю, как ее можно смотреть онлайн. Хотя по этой же пьесе снят не менее замечательный художественный фильм «Папа», тоже с Машковым. Посмотрите кино, а потом, как будет возможность, обязательно сходите на спектакль. Уверен, вы сразу почувствуете принципиальную разницу в этих двух видах искусствах, в каждом из которых есть свои сильные стороны.

Похожая история с картинными галереями. Взять хотя бы выставку Сальвадора Дали, которая была в Манеже. Там же показывали, по сути, программные работы, многие из них вот прямо сейчас можно увидеть, открыв интернет. Но сотни тысяч людей выстраивались в длинные очереди. Почему? Магия живого искусства. Из-за пандемии коронавируса мы были вынуждены закрыть выставку раньше, но при этом она установила рекорд по посещаемости.

Или вот еще факт. «Мультимедиа Арт Музей» вошел в десятку самых посещаемых музеев России. А ведь он не имеет постоянной экспозиции, специализируется на показе фотографий. Качественная печать, профессиональная подсветка, авторский взгляд на оформление выставки, определенный изоряд, дополненный соответствующим комментарием, — и мы получаем совершенно другие эмоции.

— Получается, если люди ценят живое искусство так сильно, как вы говорите, то количество посетителей в музеях, после того как они откроются, наоборот, увеличится?

— Могу спрогнозировать, что именно так все будет. Я не сторонник пессимистических воззрений, поэтому, думаю, нас ждет несколько волн. Понятно, что первые несколько дней, после того как снимут все ограничения, люди будут просто дышать свежим воздухом и наслаждаться солнцем. Дальше, мне кажется, москвичи захотят вернуться в театры или сходить на какой-нибудь концерт. Пока не до конца ясно, как первое время будет организована та же рассадка в зрительных залах, но то, что запрос аудитории есть, это точно. И уже в следующую волну попадут музеи, культурные центры и библиотеки. Даже если какие-то ограничительные меры и останутся, например, нельзя будет, чтобы в помещении находилось больше определенного количества человек, мы сможем контролировать это еще на входе: запускать посетителей внутрь группами, устраивать посещения выставок, экспозиций по сеансам. А в том, что интерес к ним будет, я даже не сомневаюсь.

Плюс не будем забывать, что лето у нас — обычно мертвый сезон. Дети на каникулах, взрослые берут отпуска, все разъезжаются, Москва пустеет... Но этим летом большинство людей, скорее всего, останется в городе, им нужно будет себя чем-то занять, и мы должны быть к этому готовы.

— Сотрудники музеев, театров сейчас работают, в том числе и над новыми офлайн-проектами?

— Конечно. Подготовительный период никто не отменял. Когда открывается занавес, мы видим финальный результат огромной творческой работы. Режиссеры думают над постановками, драматурги пишут новые пьесы, актеры учат роли, костюмеры продумывают образы и набрасывают эскизы, художники прорисовывают декорации… Точно так же и в музеях. Открытие выставки — лишь вершина айсберга. За кадром остается кропотливый процесс. Музейщики продумывают концепцию экспозиции, подбирают нужный материал, ищут экспонаты, отправляют запросы коллегам, пишут статьи, составляют каталоги и делают много другой очень важной работы.

Современные экспозиции — это же не просто: «Посмотрите налево, а теперь направо». Видели выставку «Русская сказка» в Третьяковке на Крымском валу? Она сейчас доступна онлайн. Удивительные инсталляции для нее, в том числе волшебный лес, в котором живет огромный бурый медведь, леший и другая сказочная нечисть, делали театральные художники. В экспозиции продумана каждая мелочь, включая звуковое и световое оформление. На мой взгляд, эта выставка претендует на звание одной из самых оригинальных. И если другие музеи хотят сделать что-то не менее интересное, масштабное, они могут начать работу уже сейчас. Никто же не мешает думать над идеей, создавать проекты, чертежи… Две трети огромного творческого процесса проходит в кабинетах, а не на выставочной площадке. Так что сейчас все подготовительные работы продолжаются, их никто не отменял.

— Первая акция, которая прошла в онлайн-формате, была «Библионочь». И за несколько дней до ее старта в соцсетях вашего департамента появилась публикация с причинами, почему эту акцию нельзя пропустить. Так вот, почему обязательно нужно попасть на «Ночь музеев»?

— Во-первых, это интересно. Во-вторых, познавательно. В-третьих, сделано с любовью. В-четвертых, это уникальное событие, которое в таком формате, наверное, больше никогда не повторится. И, наконец, это будет просто красиво.

Читайте также: Николай Валуев: Самоизоляция для меня как подарок судьбы

amp-next-page separator