Фото: «Вечерняя Москва»

Выходила на берег катюша: как в Москве разработали легендарные ракетные установки

Город

Военный историк Михаил Моруков рассказывает о создании и боевом пути «Сталинских органов».

К параду Победы в музее «Москва — с заботой об истории» (https://vov.mos.ru/title) обновился раздел «Медиатека». Теперь в нем появилось еще больше видео с документальной хроникой об искусстве, общественных достижениях и жизни москвичей в годы Великой Отечественной войны. Среди новых роликов много тех, которые посвящены военной техники, в том числе и боевому крещению легендарных катюш, первое применение которых состоялось 14 июля 1941 года.

По словам руководителя экспертной группы военных историков Главархива столицы Михаила Морукова, Москва тесно связана с историей отечественного ракетостроения. Именно здесь в 1921 году открылась первая лаборатория по изучению и разработке пороховых ракет. В 1937 году Реактивный научно-исследовательский институт получил задание на разработку системы для стрельбы реактивными снарядами. После двухлетней работы, в апреле 1939 года, на испытания была выведена 16-пусковая установка. Установка могла наводиться в вертикальной плоскости и на несколько градусов в сторону от продольной оси машины. Для реактивной артиллерии снаряд удлинили вдвое, а порох стал более чем в два раза мощнее. Пришлось практически заново разработать технологию и переоснастить целую отрасль оборонной промышленности, зато теперь новый снаряд мог доставить почти 5 килограммов взрывчатки на дистанцию свыше 8 километров — рекорд, оставшийся непобитым всю войну.

В 1940 году была выпущена опытная партия установок, вплоть до 1941 года проходившая испытания. 17 июня 1941 года под Москвой в присутствии наркома обороны СССР Семена Тимошенко и начальника Генерального штаба Красной армии Георгия Жукова была произведена показательная залповая стрельба двух машин. Как отмечает военный историк Михаил Моруков, «результаты впечатлили комиссию настолько, что через 4 дня последовало решение правительства о приеме новой системы на вооружение Красной армии под индексом БМ-13 и начале массового производства установок и снарядов к ним».

После начала войны времени для полноценных испытаний не осталось. Поэтому с 28 июня по 1 июля в Москве была сформирована первая батарея из экспериментальных установок, на которую назначили расчеты из числа выпускников первого курса артиллерийской академии. Командиром батареи стал капитан Иван Флеров.

В ночь на 2 июля 1941 года батарея отбыла своим ходом на фронт и уже 14 июля 1941 выпустила 114 снарядов по железнодорожной станции Орша, где располагались вражеские войска и техника.

В сентябре 1941 года началось создание минометных частей со своим командованием, своими инженерно-техническими и снабженческими органами. Одновременно начинается массовое формирование сначала дивизионов, а потом и полков реактивных установок.

Михаил Моруков отмечает, что центром формирования гвардейских минометных частей стала Москва, где находилась научная и производственная базы. К производству реактивных установок и снарядов были привлечены московские заводы «Компрессор», «Красная Пресня», «Манометр» и другие. А Завод имени Владимира Ильича стал головным предприятием страны по выпуску не только реактивных снарядов, но и оснастки и технической документации для них. Собирались и окончательно укомплектовывались установки московской сборки на заводе «Компрессор».

Историк также добавил, что за годы войны на вооружение Красной армии поступили 36 модификаций ракетных установок. Они ставились на автомобили, трактора, танки, бронепоезда, катера. Также бойцы стреляли и из специальных рамных установок с земли. Кроме того, были разработаны однозарядные установки для стрельбы прямой наводкой, оказавшиеся незаменимыми в уличных боях.

Читайте также: Главархив Москвы подготовил новую выставку, посвященную героям войны

amp-next-page separator