Монтер пути Александровской дистанции Игорь Куксин сигналит поднятым желтым флагом машинисту поезда, что все проверено, никаких преград для движения нет и состав может отправляться в путь / Фото: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

Столица справляется с капризами погоды. Бороться с последствиями дождей помогает специальная техника

Город

По прогнозам синоптиков, эта неделя в Москве будет дождливой. Но коммунальные службы к капризам погоды готовы. Бороться с последствиями дождей им помогает специальная техника. Во время аварийных ситуаций на железные дороги Москвы и Подмосковья выходит противоразмывной поезд, благодаря которому ни один пассажирский состав не попадет в беду и не сойдет с рельсов. Общественный транспорт столицы тоже при неблагоприятных условиях погоды работает штатно.

Когда на столицу обрушиваются проливные дожди, в режим повышенной готовности переводят бригады противоразмывных поездов. Они могут оперативно устранить дефекты железнодорожного полотна.

Так случилось, к примеру, в прошлые выходные, когда пути размыло в районе станции Волоколамская МЦД-2. Движение бригадами было оперативно восстановлено.

Всего на станциях Московской железной дороги (МЖД) дислоцируются 15 противоразмывных поездов. Хотя они и находятся за границами Москвы, выезжают и на городские участки.

— Иногда во время обильных дождей часть земельного полотна начинает буквально трещать по швам. Насытившись влагой, кусок полотна, чаще всего с краев, сползает вниз. Из-за этого оголяются шпалы, сыплется щебень, путь становится неустойчивым и поезд может сойти с рельсов, — объясняет заместитель начальника дистанции инженерных сооружений МЖД Михаил Леонов.

Этой весной один из противоразмывных поездов выезжал на перегон Белый Раст — Поварово второго Савеловского направления. Там земельное полотно покрылось трещинами, однако насыпь укрепили довольно быстро с помощью щебня, который привезли в вагоне противоразмывного поезда. Сам поезд состоит из десяти вагонов. В нем есть все, что нужно бригаде. В одном вагоне находится инвентарь для ликвидации размывов: ломы, лопаты, откачивающая воду помпа, цемент и другое. Далее идут вагоны со шпалами, пило- и лесоматериалами. В оставшихся шести — щебенка для восстановления земельного полотна.

— Все устроено так, чтобы по приезде щебень сразу высыпался на пути, и время не пропадало зря, — поясняет Леонов.

Обычно аварийные ситуации происходят летом, когда идут сильные дожди, и весной, когда начинаются паводки и обильное таяние снега. В это время железнодорожники всегда находятся наготове, чтобы при поступлении сигнала незамедлительно вывести поезд к месту размыва и устранить его. Чем раньше удастся это сделать, тем меньше сбоев произойдет в графике движения товарных и пассажирских составов.

— Когда выявляется размыв, расчищается вся дорога. Приходится останавливать и грузовые поезда, и пассажирские. Это не прихоть, а вынужденная мера, ведь у погоды на все свои планы, и мы не всегда можем под них подстроиться, — подчеркивает Михаил Леонов. — Работа на железной дороге полна таких сюрпризов. Но со временем к этому привыкаешь не только ты сам, но и твои близкие. Семья относится к таким порой неожиданным вызовам с пониманием, потому что знает: бесперебойность движения поездов — дело не одного человека, а целой команды, а порой и всей страны. Железные дороги должны работать при любом раскладе — хоть ядреной зимой, хоть знойным летом. И пандемия это тоже показала, — убежден Михаил Леонов.

Кроме частых переработок, железная дорога учит человека мобильности и отучает от постоянства. Нужно быть готовым, что тебя в любой момент вызовут на работу.

— Железная дорога открыла для меня новые грани. Она затягивает, — сказал Леонов. — Когда я только пришел, мастер, мой наставник, сказал: «Если ты тут сможешь продержаться два года, то уже не уйдешь». Тогда я не до конца понимал его слова, но спустя время осознал их смысл. Режим повышенной готовности отрезвляет не только в работе, но и вообще в жизни. И еще железная дорога не забывает своих бойцов. За старания, упорство и профессионализм она всегда вознаграждает.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД»:

— Мы работаем над улучшением условий труда локомотивных бригад. Вентиляция и кондиционирование, эргономичные приборы, кресла и кабины управления — это не только комфорт, но и путь к безопасности и росту производительности труда. В поддержание систем жизнеобеспечения инвестируются значительные средства, чтобы покрыть все имеющиеся потребности. Активно идет обновление тягового подвижного состава. Все новые локомотивы создаются с учетом современных требований к рабочему месту машиниста.

Аварийные службы эффективно справляются с подтоплениями

Минувший июнь стал самым дождливым месяцем за 200 лет метеонаблюдений. Только 20-го числа в столице выпало до 70 процентов месячной нормы осадков. Из-за этого затопило дороги на юге Москвы, а на Варшавском шоссе вода заполнила пешеходный переход. Как рассказали в Мосводостоке, это произошло из-за так называемого эффекта ванны.

Водосточная система в районе подтоплений работала исправно, ливневки не были забиты, но именно на этот участок Варшавского шоссе пришлось наибольшее количество осадков.

— Скопление воды произошло в связи с выпадением сверхнормативных осадков и перегрузкой водосточных сетей. Если в ванну воды наберете, она тоже будет медленнее уходить, — объяснили специалисты ГУП «Мосводосток».

Бригады Мосводостока оперативно провели работы по пропуску воды, открыли дождеприемные решетки, и подтопление было устранено. При этом воду не пришлось откачивать — она ушла самотеком, как только дождь прекратился. Тогда затопило не только переход на Варшавском шоссе, но и само шоссе.

— На Варшавском шоссе в районе пересечения с Дорожной улицей подтопило проезжую часть. Движение осуществляется по левым рядам в обоих направлениях. Объезжайте данный участок, заранее выбирайте пути объезда! — предупреждал в тот день автомобилистов столичный Центр организации дорожного движения.

Подтопления также произошли в районе дома 26 на улице Подольских Курсантов, в Проектируемом проезде № 2309, в Колпачном переулке и на других участках Москвы. А в Булатниковском проезде, возле железнодорожной станции Бирюлевотоварная, из-за подтопления на несколько часов перекрыли движение поездов в обоих направлениях. Специалисты Мосводостока работали в усиленном режиме.

— В связи с выпадением сверхнормативных осадков днем, 20 июня 2020 года, для обеспечения надлежащего функционирования городской системы водоотведения на улицах города работает порядка 300 бригад ГУП «Мосводосток» и 270 единиц специализированной техники предприятия, в том числе откачивающей, — сообщили в пресс-службе Мосводостока.

Заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что подтопления произошли не только из-за проливного дождя.

— Сильный ветер повалил деревья, их листва и ветки попали в ливневую канализацию и препятствовали стоку воды, — уточнил он.

Предугадать, где конкретно могут возникнуть подтопления, чаще всего нельзя. Но следить за погодой городским властям помогают синоптики. Если они предупреждают, что в ближайшее время в московском регионе ожидается, к примеру, сильный дождь или ураганный ветер, Комплекс городского хозяйства столицы переводит все коммунальные службы на режим повышенной готовности. Если где-то упадет дерево, повредятся линии электропередачи, рекламные конструкции, кровли зданий, дорожные знаки, специалисты готовы оперативно выехать на место. А жителей столицы предупреждают о непогоде с помощью СМС-сообщений.

КСТАТИ

В июне нынешнего года в столице, по данным метеостанции Московского государственного университета имени Ломоносова, выпало 193 миллиметра осадков. Пять дней первого летнего месяца были очень дождливыми. Причем суточное количество осадков, выпавших 13 и 18 июня (21 и 41 мм соответственно), превысило рекордные максимумы, а 21 июня был повторен рекорд 2005 года (29 мм осадков).

График городских маршрутов соблюдается при любой погоде

Обильные дожди практически не влияют на работу городского общественного транспорта Москвы.

Прогнозы синоптиков не пугают специалистов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, ведь весь общественный транспорт в любую непогоду работает в штатном режиме. Но без подготовки трамваи, автобусы, электробусы не выходят в рейс — они должны пройти технический осмотр. Сотрудники ведомства регулярно наблюдают за состоянием объектов городской инфраструктуры, а водители соблюдают скоростной режим и учитывают погодные условия.

— Оперативные службы следят за состоянием контактной сети и транспортной инфраструктуры, — уточнили в пресс-службе ГУП «Мосгортранс».

Не влияют обильные осадки и на работу метро. Все станции продолжают функционировать в обычном режиме, движение поездов идет по назначенному графику. То же самое можно сказать и о пригородном сообщении — транспорт неукоснительно следует расписанию движения.

— Просим пассажиров быть внимательными и осторожными, а водителям напоминаем о необходимости соблюдать скоростной режим и дистанцию, избегать резких перестроений и маневров, так как в такую погоду ухудшается видимость, увеличивается тормозной путь, — рассказали в пресс-службе ведомства.

За ситуацией на дорогах наблюдают сотрудники Центра организации дорожного движения (ЦОДД). На информационных экранах в Ситуационном центре ЦОДД можно вывести участки дороги в любой точке Москвы, начиная с центральных улиц и заканчивая отдаленными районами.

— Камеры фото- и видеофиксации, установленные в городе, выполняют не только «карательную» функцию, то есть штрафуют водителей за нарушения Правил дорожного движения, но и фиксируют проезды. Мы используем разные методики расчета. Есть несколько инструментов регулировки дорожного трафика. Первый и главный — система управления светофорными объектами, которых в Москве насчитывается более двух тысяч. У всех есть свои календарные планы и расписание. Каждый светофорный объект работает в разных режимах в зависимости от дня недели и времени суток. Соответственно, все эти календарные планы, расписания рассчитываются трафик-инженерами в зависимости от условий движения, — объяснил глава Ситуационного центра Сергей Стоянов.

По его словам, ЦОДД общается с водителями посредством информационных табло, которых сегодня на дорогах Москвы установлено более 170 На этих экранах размещается информация, предупреждающая автомобилистов и о непогоде, и о внештатных ситуациях, крупных авариях, из-за которых может быть перекрыто большое количество полос и, как следствие, затруднено движение.

Еще по Москве курсируют дорожные патрули, которые проверяют улицы и могут прийти на помощь водителям. Они работают в любое время — и летом, когда идут сильные дожди, и зимой, когда начинаются метели.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы:

— Особую роль в оперативном устранении последствий непогоды (гроз, обильных дождей, сугробов и так далее. — «ВМ») играет Ситуационный центр ЦОДД. Сотрудники Центра организации дорожного движения ведут постоянный мониторинг дорожной ситуации с помощью более двух тысяч камер телеобзора, контролирующих основную улично-дорожную сеть Москвы.

Бригады всегда готовы к выезду

Владимир Купрейчик, начальник службы пути Московской железной дороги:

Бесперебойную работу железной дороги обеспечивают в том числе и противоразмывные поезда. Это важнейшее звено в обеспечении безопасности движения на стальной магистрали. При неблагоприятных погодных условиях — активном таянии снега или сильных ливнях — их основная задача состоит в том, чтобы оперативно восстановить несущие способности железнодорожной насыпи.

К противопаводковым мероприятиям на Московской железной дороге наши специалисты готовятся заблаговременно. Начиная с марта ведется очистка откосов насыпей и выемок от снега, что позволяет предотвратить возможное проникновение воды. Помимо этого, осуществляется и проверка всех искусственных сооружений — мостов, тоннелей, водопропускных труб, которые весной принимают на себя основной удар паводковых вод, а также опор контактной сети, систем водоотводов на станциях и прилегающих к железной дороге территориях.

Параллельно нашими специалистами проводится необходимый ремонт противоразмывных поездов с последующим их укомплектованием необходимым инвентарем, специализированной техникой, материалами и бригадами железнодорожников. Уточню, что в состав противоразмывных поездов входят вагоны и платформы с щебнем, шпалами, песком, цементом, пиломатериалами. В общей сложности в этом году подготовлено 138 таких вагонов.

Всего же в границах Московской железной дороги, а это десять субъектов Российской Федерации, дислоцируются 15 противоразмывных поездов. Они базируются на станциях, которые располагаются за пределами Москвы, — это Серпухов, Александров, Голутвин, Ожерелье, Рязань-1, Сасово, Бекасово-Сортировочное, Калуга-1, Тула-1, Узловая-1, Верховье, а также Курск, Смоленск-Сортировочный, Брянск-Орловский и Унеча. В случае необходимости противоразмывные поезда могут отправиться в любую точку магистрали.

Решения для организации оперативного выезда спецсоставов в тот или иной регион принимаются исходя из метеообстановки. Московский центр диагностики и мониторинга ежедневно представляет нам метеорологический бюллетень с прогнозом погоды на период от трех до семи дней.

Стоит также отметить, что для немедленного реагирования на нештатные ситуации, связанные с обильными ливнями в центральных регионах страны, все противоразмывные поезда находятся в режиме повышенной готовности.

С начала лета этого года специальные противоразмывные поезда совершили восемь выездов для восстановления поврежденных участков дорожного полотна с целью обеспечения безопасного пропуска поездов. Для сравнения — в прошлом году в период с июня по август было совершено всего четыре выезда, то есть вдвое меньше. Следует подчеркнуть, что в настоящее время Московской железной дорогой организованы дополнительные обходы и объезды дистанций, а также установлены дежурные посты наблюдений с организацией в местах их дислокации дополнительных средств связи и освещения.

Читайте также: Жителей Подмосковья предупредили об ухудшении погоды

amp-next-page separator