Фото: Анна Быкова

Электрокаршеринг, автопорты и круглые «дома солнца»: какие идеи предлагают эксперты для городов

Город

Подведены итоги региональных этапов всероссийского марафона городских изменений #URBANSPRINT. Эксперты по формированию городских пространств, а также предприниматели, общественные представители и жители городов продемонстрировали свое будущее видение развития отдельных отраслей. «ВМ» собрала пять самых оригинальных и ярких предложений.

Электрокаршеринг

Удобные для быстрой аренды и, самое главное, экологически безвредные электрические автомобили уже появились в Алуште, где на набережной сейчас можно встретить целых пять заправок для них. Не исключено, что уже к следующему году в Крыму может появиться до 1500 доступных для аренды электрокаров со всей необходимой для них инфраструктурой, которая включает зарядные станции длительного цикла и быстрой подзарядки, сервисные центры и, конечно, специальное мобильное приложение.

— Я посмотрела, сколько занимает места электрозаправка. Мы можем выделить под них землю вдоль трассы, начиная от аэропорта Симферополя и до Ялты. Вопросы с электроподключением будем решать на правительственном уровне, — прокомментировала министр финансов Республики Крым Ирина Кивико.

В ближайшее время власти региона планируют разработать законопроект по развитию электротранспорта и ввести льготы для владельцев такого вида автомобилей. Напомним, что в Москве уже введены льготы для пользователей электротранспорта. Соответствующий закон был принят в ноябре прошлого года Московской городской думой. При этом льгота не распространяется на транспортные средства, в которых установлены одновременно электродвигатель и двигатель иного типа. Эти меры направлены на повышение заинтересованности москвичей и частного бизнеса в приобретении электрокаров взамен традиционных автомобилей.

Татьяна Журавлева, руководитель Центра городских компетенций АСИ, считает, что идея создания электронного каршеринга может стать одним из драйверов развития новых туристических сервисов.

— Важно не ограничиваться одним городом, а посмотреть на ситуацию с транспортом в Крыму комплексно и, возможно, предложить развитие электрокаршеринга как внутри городов, так и для междугородних поездок, — говорит она.

Мусорки для игроков

В основе этого предложения лежит модный и востребованный сегодня в самых неожиданных сферах принцип геймификации, который позволяет превратить рутинные и ранее не вызывавшие интереса процессы в увлекательные. В качестве примера разработчики приводят опыт проекта Neat Streets, в рамках которого в Великобритании установили мусорные урны для «голосования» Ballot Bin. Выбросить «бычок» в них можно в одно из двух отделений, в зависимости от того, кого предпочитаешь — Роналду или Месси — или на кого ставишь в завтрашнем матче — на «Тоттенхэм» или «Арсенал». Выбирать можно не только между футболистами или командами — все зависит от того, кто устанавливает Ballot Bin, так как к ящику прилагается две сотни букв, из которых можно выложить любой вопрос и условно разделить горожан на две команды. Заказать и поставить такой ящик может любой, у кого есть 220 фунтов. Другое начинание Neat Streets — доска, на которую каждый может прилепить использованную жвачку, внеся тем самым свой вклад в создание масштабного рисунка. Последний в свою очередь даст ответ на заданный его авторами увлекательный вопрос.

Идей геймификации городского пространства много, и все они призваны увеличить уровень вовлеченности жителей в решение экологических проектов и развитие общественных зон и даже повысить «уровень счастья».

— Внедрение игровых механик в повседневное поведение жителей делает город более дружелюбным и интересным. Во многих городах мира с помощью геймиифкации урбанисты и планировщики вовлекают горожан в вопросы городского развития, собирают большие данные для анализа, формируют новые пользовательские сценарии, — считает Татьяна Журавлева. — Внедрение игровых элементов в сортировку мусора может помочь сформировать у россиян привычку нового экологичного обращения с отходами.

«Умная» схема транспортной доступности

Автобусы должны ходить там, где это нужно, довозить куда требуется и работать как часы. Этой истиной руководствуются создатели новой разработки на основе моделирования, которая поможет проанализировать уровень транспортной обеспеченности горожан. Для наглядности результаты моделирования предлагается подсвечивать разными цветами.

С помощью этого инструмента планировщикам станет понятно, куда пассажиры смогут добраться за определенное время (например, за 20 минут сейчас и в будущем) и насколько доступны для них ближайшие поликлиники, рабочие места и другие объекты. Эксперты и аналитики смогут проанализировать маршруты и расположение остановок непосредственно на карте города, сразу увидев, какие улучшения можно привнести. А активисты и политики — контролировать качество городского сервиса.

— Качественный и востребованный наземный общественный транспорт не может функционировать без грамотной маршрутной сети и должен работать как часы. Все это может быть сделано только на основе качественной аналитики и специальных инструментов, — комментирует Татьяна Журавлева. — Этот сервис в ближайшее время будет тестироваться сразу в нескольких российских городах. Он позволит горожанам получать актуальную информацию о нужном маршруте: узнавать, во сколько и с какими интервалами общественный транспорт прибывает на остановку, определять время следования по маршруту.

Кроме того, у жителей выбранных городов появится возможность оценивать покрытие основных точек притяжения (домов, поликлиник, мест учебы и т. д.) общественным транспортом в сравнении с поездкой на личном автомобиле, такси или велосипеде. Эти данные будут интегрированы в общую оценку качества маршрутной сети в городе, выраженную в понятных и принятых во многих странах мира показателях. Такой сервис может сэкономить 15–20 процентов городского бюджета на транспорт. Экономия достигается за счет обслуживания максимальной площади и максимального спроса на перевозки оптимальными маршрутами, рассчитанными математически. Процент экономии зависит от текущего пассажиропотока и трасс маршрутов и должен рассчитываться на основе данных конкретного города.

Автопорты для водителей и пассажиров

Придорожную инфраструктуру призвана улучшить идея создания сети автопортов, в каждом из которых будут заправки, мойки и станции техобслуживания, оборудованные парковки, зоны отдыха, точки питания, магазины — словом, все, что только потребуется водителю авто и его пассажирам. И каждая услуга — в гарантированном, сертифицированном и унифицированном виде. Авторы идеи предлагают создать в ближайшее время сеть из 200–300 автопортов по всей стране, которые помогут развивать транспортное и грузовое автосообщение, а также внутренний туризм.

— Идея направлена на создание транспортных узлов для большегрузного транспорта вблизи городов. Учитывая протяженность российских дорог и расстояние между крупными экономическими центрами, подобное решение может существенно повысить скорость и эффективность логистических операций между городами и регионами страны, — поясняет Татьяна Журавлева.

Круглые «дома солнца»

Одно из самых необычных предложений, поступивших от участников марафона — высокоэкологичный проект строительства жилых «домов солнца», предусматривающих систему солнечного и лунного освещения интерьеров и даже, по желанию, собственный водоем, расположенный по периметру здания. По своим внешним характеристикам такие дома напоминают юрты и так же делятся на четыре зоны: входную зону (с гардеробной и гостевым санузлом), гостиную-студию, спальную зону родителей (со смежной ванной комнатой) и детскую зону. Уникальность конструкции заключается в том, что ее стены и наклонная кровля состоят из металлического каркаса с мобильными оболочками, движущимися на электроприводе по направляющим, и встроенным витражным остеклением. В зависимости от времени суток и погодных условий, панели дома можно передвигать, добиваясь оптимального освещения, температуры и влажности в здании.

— Тренд на экологичные решения и материалы в жилищном строительстве давно сформировался в западных странах и уже вполне ощущается в России. С 1 июня в нашей стране вступил в силу ГОСТ на «зеленые» крыши, поэтому в дальнейшем запрос на экостроительство будет только возрастать, — отмечает Татьяна Журавлева.

Читайте также: Как новые технологии изменят жизнь москвичей в ближайшие годы

amp-next-page separator