Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Профессия соцработник: почему молодежь все чаще выбирает соцзащиту

Город

В этом году 200 молодых людей стали первокурсниками московского Колледжа по подготовке социальных работников. После выпуска они станут специалистами по социальной работе, юристами и сурдопереводчиками. Но это будет через несколько лет, а сейчас их ждет насыщенная учеба, студенческая жизнь и постепенное знакомство с профессией. Почему в этом году вырос проходной балл, как волонтерство воспитывает у студентов отзывчивость и как пандемия помогла переоценить профессию работника социальной сферы, рассказывает Алексей Логвинов, руководитель колледжа.

С ВОСТРЕБОВАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ ВСЕГДА БУДЕТ РАБОТА

— Сколько абитуриентов и на какие направления поступило в этом году?

— В этом году на обучение мы приняли 175 абитуриентов на бюджет, из них 125 человек — это будущие специалисты по социальной работе, 50 юристов. Плюс еще одну группу из 25 будущих юристов — на платное отделение. Одна из особенностей этой приемной кампании — высокий минимальный проходной балл. На юридическое направление минимальный балл составил 4,67, а на специалиста по соцработе — 4,24. Колледж существует четверть века, и только в этом году мы вышли на такой высокий минимальный балл по специальности «Социальная работа»: аттестаты у поступивших — на хорошо и отлично. В прошлые года минимальный балл был 3,8 или 3,9. Зачисление производится по конкурсу аттестатов, ребята не сдают дополнительные экзамены. К нам могут поступать москвичи и ребята из Подмосковья, потому что много столичных реабилитационных и образовательных центров, пансионатов территориально находятся в Московской области. Общежития своего у нас нет.

— Почему увеличился проходной балл?

— Самоизоляция и борьба с коронавирусом показала новые стороны жизни, о которых большинство людей не задумывались. Те же специалисты по социальной работе взаимодействуют с людьми старшего поколения, детьми-сиротами, многодетными семьями. Это наиболее уязвимые категории, которые нуждаются в заботе. А во время самоизоляции так получилось, что их работу увидели и обычные семьи, которые никогда не обращались в социальные службы, потому что у них не было такой необходимости. Все узнали, что борьбу ведут не только медики, но и социальные работники, от которых зависит доставка лекарств и продуктов тем, кто находится дома. Люди увидели востребованность таких специалистов и наверняка задумались, что в кризисные времена с такой профессией всегда будет работа.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КЛАССЫ

— В колледже всего три направления подготовки. Расскажите немного о каждом.

— Да, специалисты по социальной работе, юристы и сурдопереводчики. Будущие специалисты по социальной работе с 2016 года участвуют в конкурсе WorldSkills в компетенции «Медицинский и социальный уход». Всегда достойные результаты. Например, три года подряд наши студенты занимали второе место по Москве, становились серебряными призерами WorldSkills, причем в этой компетенции мы соревнуемся со студентами медицинских колледжей. У нас преимущество, так как получается некий симбиоз медицины и социальной работы. В чемпионате «Абилимпикс-2019» наши ребята выиграли несколько первых мест по Москве: стали победителями по психологии, по социальному уходу, в компетенции «Переводчик».

— Социальная работа — направление прикладное, без практики сложно добиваться таких результатов…

— У нас оборудовано два класса, где представлены средства реабилитации — кровати с подъемными механизмами, коляски и разные приспособления для передвижения людей с инвалидностью. Отдельно есть манекены. На всем этом ребята и отрабатывают те или иные навыки ухода за тяжелобольными и людьми старшего возраста. При желании сами студенты могут выступить моделями. Например, на ногу навешивается груз в 30 кг, чтобы студент сам понял, как себя чувствует его подопечный или тот, кто нуждается в постоянном уходе.

— Кто учится на сурдопереводчиков и что изучают юристы?

— Направление по сурдопереводу реализуем с 2014 года на заочном отделении — там обучаются уже взрослые москвичи, сотрудники соцучреждений, подведомственных департаменту. Каждый год выделяется 15 целевых мест на прием таких сотрудников, которые обучаются русскому жестовому языку. По специфике своей работы они взаимодействуют как раз с людьми, у которых есть различные нарушения слуха и речи.

Будущие юристы изучают психологию и блок социальных дисциплин для того, чтобы суметь разобраться в любой жизненной ситуации, дать грамотную консультацию и помочь обратившемуся. Например, приходит к юристу пенсионер, у которого умерла жена. Мужчина остался один и не знает, как ему быть дальше. Юрист помогает выстроить цепочку: на какие льготы и выплаты он может рассчитывать, в какие учреждения ему нужно обращаться и какой пакет документов потребуется. При необходимости юристы должны уметь связаться с семейным центром, направить человека к психологу или другим специалистам.

Кроме этого, все наши студенты изучают сокращенную программу 10–11-го классов: русский язык, математику, стилистику и культуру речи, естествознание.

ПРАКТИКА — БИЛЕТ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

— С какого курса у ребят начинается практика? И где работают выпускники?

— По времени ребята обучаются в колледже два года 10 месяцев. Практика у них начинается со второго курса. Сначала идет учебная практика, потом учебно-производственная и уже преддипломная. У нас порядка 40 баз для практики в столичной системе соцзащиты: это семейные центры, ТЦСО, окружные управления соцзащиты, кризисные центры и так далее. Зачастую наши студенты приходят на практику, а там уже работают наши выпускники, которые становятся у них кураторами. Стараемся организовать практику так, чтобы территориально она находилась рядом с домом студента. Поэтому многие закрепляются и остаются там работать, параллельно получают заочное высшее образование по специальности, постепенно растут в карьерном и зарплатном плане.

Столичный департамент труда и соцзащиты образовался в начале 90-х годов, спустя четверть века кто-то уже подходит к выходу на пенсию, и, соответственно, молодежь приходит на места своих старших коллег. У нас даже есть уже свои семейные династии, когда в нашем колледже учились мама и папа, и теперь пришли учиться их дети.

Есть часть ребят, которые выбирают работу в некоммерческом секторе. За время обучения они бывают на разных мероприятиях, где знакомятся с представителями тех или иных благотворительных фондов.

— Куда можно поступить после колледжа для получения высшего образования?

— Мы сотрудничаем с Российским государственным социальным университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским городским педагогическим университетом, Российским государственным университетом правосудия и другими. Наши выпускники туда поступают по результатам вступительных испытаний в самом вузе. ЕГЭ им сдавать не нужно. После первой зимней сессии ребятам засчитывают большую часть оценок из нашего диплома по тем предметам, которые есть в вузе. При этом срок обучения у наших ребят сокращается на год–полтора, они быстрее выпускаются.

ПРО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

— Как проходит студенческая жизнь у ребят?

— У нас есть традиционные мероприятия, когда ребята ежегодно выезжают в столичные центры содействия семейному воспитанию (ЦССВ) с музыкальными концертами. Во время весенних и осенних каникул ездят в Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых. У них есть загородная база, и наши студенты сопровождают ребят как помощники педагогов. Еще мы дружим с Центром реабилитации и образования № 7 в Истре, с Комплексным реабилитационно-образовательным центром. На праздник Масленицы в стенах колледжа всегда проходит красочный праздник: ребята готовят дома блины, пекут печенье и потом угощают своих однокурсников.

— Все специальности, которые получают ребята, непосредственно связаны с людьми. Каких личных качеств требует такая работа?

— Прежде всего человек должен быть отзывчивым, внимательным и заботливым. У нас в колледже есть свое волонтерское движение — около 150 студентов. Например, многие наши выпускники присоединились к социальному волонтерству во время пандемии. Мы всячески приветствуем волонтерское движение, потому что понимаем, что ребятам предстоит работать с разными категориями населения — это могут быть пенсионеры, люди с инвалидностью, дети-сироты, многодетные семьи. Им нужно учиться общаться с разными людьми, развивать в себе терпимость, эмпатию, умение слушать. Это все потом пригождается в реальной работе.

ЧТО ДУМАЮТ САМИ СТУДЕНТЫ

Вика, 23 года, IV курс, специалист по социальной работе:

— Изначально училась в педагогическом колледже, но из-за рождения ребенка ушла в академический отпуск. И не хотела возвращаться в свой колледж. Сын подрос, и я решила пойти на обучение, но сменив курс. Так я оказалась в Колледже по подготовке социальных работников. В процессе обучения поняла, что здесь мне действительно интересно. Оказалась, что мои педагогические знания пришлись к месту, они связаны с социальной работой. Мне кажется, работник социальной сферы должен уметь сочувствовать, быть эмпатичным и терпеливым. К нам приходят люди в основном с проблемами, и мы должны учитывать их особенности.

Алена, 20 лет, IV курс, специалист по социальной работе:

— Решила поступать в Колледж по подготовке социальных работников, потому что моя жизнь так сложилась, что все мои родственники тесно связаны с социальной сферой. Я с детства много слышала об этом, поэтому после 9-го класса решила поступить тоже на это направление. Мне осталось учиться последний год, уже пишу дипломную работу. В идеале мне хотелось бы работать в семейных центрах — помогать семьям с детьми. Уже проходила практику в семейном центре «Диалог», он находится в Алтуфьеве. Мне там очень понравилось: дружный коллектив, работают выпускники нашего колледжа.

Читайте также: Более 1400 выпускников подали заявки на стажировку в комплексе Соцразвития

amp-next-page separator