Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва» 

Музей голограмм и святое место: появились варианты переделки Мавзолея Ленина

Город

В Союзе архитекторов объявили конкурс идей по реиспользованию Мавзолея Ленина. По словам организаторов, здание является безусловным памятником и шедевром архитектуры, потому очень важно создать банк идей по его преобразованию.

«Вечерняя Москва» поговорила с коммунистами и архитекторами, оценившими предложение.

— Безусловно, такое предложение — довольно резонансная вещь, — заметил архитектор-фантаст и футуролог Артур Скижали-Вейс. — Мавзолей проектировался как некое олицетворение личности, какое-то время имел и функциональное значение, используясь как трибуна. Тем не менее захоронение я бы все же убрал. Для погребения вождя можно найти вполне достойное место, несмотря на то, что фактически это уже музейный экспонат. Честно говоря, мне не очень нравится то ощущение, которое создает этот памятник, — вечность власти одного человека. Сегодня ведь существует множество виртуальных возможностей. Так почему бы не создать, к примеру, виртуальный мавзолей, сопроводить это все спецэффектами? Создание неких голографических моделей вполне осуществимо и актуально в рамках тех же обзорных экскурсий.

Архитектор посчитал, что сегодня гранитная пирамида в центре Москвы для отражения образа эпохи совершенно необязательна. Для сохранения самого здания, которое является архитектурным памятником, можно разобрать мавзолей и перевезти его в другое место — разумеется, крайне аккуратно, ничего не ломая. Правда, делать это стоит не раньше чем через 10–20 лет, чтобы не вызвать общественных волнений и возмущений.

Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва» 

— Эта идея всплывает периодически, с конца 80-х годов, подкрепляясь архивными данными о том, что Ленин завещал похоронить себя на Волковом кладбище, — вспоминает заслуженный архитектор, экс-глава НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. — Но мое мнение заключается в том, что само здание, спроектированное Щусевым и имеющее очень глубокие аналоги в истории архитектуры и человечества, крайне удачно стоит на своем месте. Конечно, в наше время, может, и имеет смысл хотя бы пообсуждать, что не очень хорошо держать в центре столицы мумию человека, но именно сам мавзолей я бы не трогал. Его вполне можно преобразовать в некий музей.

Архитектор заключил, что мавзолей — безусловная часть нашей истории. Главной идеей, по его словам, сегодня должно быть не уничтожение или радикальное изменение, а лишь дистанцирование от его сакрального значения с сохранением облика здания в первозданном виде.

— Сделать из мавзолея туристический объект, выставить почетный караул в форме буденовцев предлагали еще Ельцину, — рассказывает председатель ЦКРК КПРФ Николай Иванов. — Идея была в проведении реконструкции, чтобы люди шли посмотреть не только на тело вождя, но и на сам мавзолей как архитектурный шедевр. Но от предложения отказались, поскольку посчитали фигуру Ленина и так достаточно привлекательной. И, на мой взгляд, здесь нужна совсем не реновация, а возвращение зданию статуса, который был в советский период, — усыпальницы вождя — основателя Советского государства, под влиянием идей которого создали новый, неизведанный строй, основанный на равенстве и братстве народов, перспективе хорошей жизни для всех людей. Эти идеи до сих пор вдохновляют миллионы во всем мире.

Мавзолей, по мнению Иванова, необходимо восстановить в сознании общества как святое место, достояние современной России.

— Все, даже трагические, моменты — это наша история. И она должна оставаться на своем месте. Мы же, в свою очередь, должны знать и ценить каждый ее период. В противном случае у государства и народа просто не будет будущего, — заключил Иванов.

Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Скульптор, соавтор памятника Столыпину в Москве, знаменитого мемориала Ржевскому солдату Андрей Коробцов посчитал, что, может, некие альтернативные способы использования внутреннего пространства Мавзолея и имеют смысл, однако нарушать его внешний облик точно не стоит:

— Попадая на Красную площадь, сразу испытываешь удивительное ощущение от того, какое количество веков, страниц истории собрано в одном пространстве: здесь и храм Василия Блаженного, и Исторический музей, и ГУМ, и мавзолей. И все это удивительно гармонично сочетается. Красная площадь в этом плане — абсолютно уникальное место без аналогов в других странах. Так что внешне я бы точно ничего не менял, это уже идеально сложившийся ансамбль.

Если тело Ленина решено будет переместить, захоронить, в здании, по мнению Коробцова, вполне можно будет сделать тот же музей коммунизма. Главное, не менять внешний облик мавзолея.

Читайте также: «Бронза у Зураба не кончается»: москвичи оценили новый памятник Петру I

amp-next-page separator