Щит-гигант «Виктория» соединил две станции — «Окскую» и «Стахановскую» Некрасовской линии / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Анна Меркулова: План строительства метро Москвы до 2025 года: перспективы развития

Город

За последние десять лет транспортная система Москвы изменилась кардинально: небывалыми темпами и масштабами прокладывают метро, появились совершенно новые виды транспорта — МЦК и МЦД. Эта объединенная сеть уже выросла более чем на 50 процентов, задача на ближайшую пятилетку — ее удвоить.

Столичные власти сделали ставку на развитие сети общественного транспорта. Первым делом линии подземки продлили в отдаленные районы Москвы, где метро ждали десятилетиями — в Братеево, Новокосино, Жулебино, Солнцево, Бескудниково, Ховрино и другие. Затем начали строить новые ветки — так подземка добралась до Солнцево и Некрасовки. В кратчайшие сроки в городскую транспортную систему интегрировали Новую Москву: на присоединенные территории протянули 2 линии метро, активно строят третью.

Жизнь сотен тысяч москвичей стала удобнее: жителям всех этих районов раньше приходилось пользоваться наземным городским транспортом или стоять в пробках на личных авто, теперь маршрут до точки назначения занимает меньше времени и легко прогнозируется.

Чтобы перераспределить пассажиропотоки, параллельно развернули строительство Большого кольца. Когда его закончат, новая 70-километровая кольцевая линия станет самой протяженной в мире. Тоннели БКЛ уже готовы на 90 процентов, а 8 станций уже доступны для пассажиров. Всего на кольце появится 31 станция, с 23 из них можно будет пересесть на другие ветки подземки, в том числе, еще проектируемые, а также на станции МЦК и платформы нынешних и будущих МЦД.

Фото: «Вечерняя Москва»

По другой кольцевой линии — Московскому центральному кольцу — уже 4 года в режиме метро курсируют яркие, бесшумные и комфортабельные «Ласточки». В первый же год работы МЦК превзошел все смелые ожидания — новый вид транспорта сразу стал популярным у пассажиров. Наземное кольцо соединило 26 районов столицы, где проживают порядка двух миллионов человек. Еще больше пассажиров стало пользоваться МЦК после того, как его станции интегрировали с пригородным железнодорожным сообщением.

Успех МЦК вдохновил градостроителей на проект Московских центральных диаметров. Разрозненные железнодорожные направления объединили в единую систему и пустили через весь город. Поезда курсируют уже по двум маршрутам, еще три проектируются и строятся.

Транспортная система мегаполиса дальше будет только расти: под землей продолжают свой путь гигантские проходческие щиты, проектировщики прокладывают на генеральном плане перспективные линии, а москвичи все чаще предпочитают общественный транспорт личным автомобилям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Мы приняли решение об удвоении московского метро. Сегодня 70 процентов этой программы уже принято, будем и дальше ее продвигать, для того чтобы передвижения внутри города были комфортными и быстрыми. До конца года планируем построить еще десять километров линий, одно депо и три станции.

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин

Линии возьмут свое начало от кольца

— Андрей Юрьевич, когда планируется замкнуть Большое кольцо метро?

— Работы по строительству Большой кольцевой линии развернуты абсолютно на всех участках. Общая строительная готовность кольца превысила 60 процентов. В ближайшие два года планируем завершить основные работы на восточном и западном отрезках БКЛ. Параллельно идет реконструкция Каховской ветки, которая войдет в состав кольца. «Замкнуть» новое подземное кольцо намерены на рубеже 2022– 2023 годов.

Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев / Фото: twitter.com/depstroimos

— Есть ли перспектива сделать ответвления от Большого кольца метро?

— Уже закладываются технические решения, позволяющие присоединить к БКЛ новые радиусы. Так, Рублево-Архангельскую линию интегрируем со станцией «Улица Народного Ополчения». С Коммунарской ветки, которая придет в Новую Москву, можно будет пересесть на «Улицу Новаторов». А перспективную линию в Бирюлево и затем в Щербинку свяжем с «Кленовым бульваром». Так кольцо не только перераспределит существующие пассажиропотоки, но и станет основой для развития будущих направлений.

— А другие радиальные ветки метро получат продление?

— Так, Люблинско-Дмитровская линия получит еще три станции, дойдя до поселка Северный и «Физтеха».

Савеловская

Станция Большого кольца заработала почти два года назад. В этой части города соединяются теперь две линии метро — Большая кольцевая и Серпуховско-Тимирязевская, есть вокзал, обустроены остановки наземного транспорта. А сама площадь получила благоустройство высокого уровня.

Станция метро Савеловская Большой кольцевой линии Московского метрополитена / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Филатов луг

Для отделки этой станции Сокольнической линии метро использованы естественный и искусственный камень, композит, стекло и крашеный металл. Инженеры группы компаний «Моспроект-3» применили уникальные технологические решения при строительстве наземного участка Сокольнической линии в Новой Москве.

Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Анна Меркулова: «Московское метростроение – самое технологичное в мире»

Амбициозная по своим масштабам и темпам программа развития метрополитена, инициированная мэром Москвы Сергеем Собяниным 10 лет назад, потребовала мобилизации всех ресурсов. Специалисты группы компаний «Моспроект-3» подключились к этой работе на старте и разработали проекты самых технологически сложных и уникальных участков.

— Строительство в условиях плотно застроенного мегаполиса, сложная геология и обширная транспортная система — все это потребовало от наших инженеров нестандартного подхода к работе и применение уникальных технологий. В итоге мы имеем одно из лучших профессиональных сообществ в мире, — считает генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Анна Меркулова, генеральный директор «Моспроект-3» / Фото: Пресс-служба «Моспроект-3»

Технологический рывок

Группа компаний «Моспроект-3» сегодня объединяет более 1,5 тыс. высококлассных инженеров в области транспортного строительства и комплексного развития территорий. Именно специалисты этого холдинга разработали проект «Беломорской» — станции, которую пришлось сверху вниз «положить» на действующий участок «зеленой» ветки. Чтобы не останавливать движение по Замоскворецкой линии, строили в ночные окна.

Не менее сложными оказались работы на станциях «Окружная» и «Верхние Лихоборы» «салатовой» линии: при строительстве наклонного хода для будущих эскалаторов грунтовые воды лились на проходчиков, будто тропический дождь, с той лишь разницей, что эта вода была обжигающе ледяной. Инженеры победили стихию, заморозив грунт вокруг стройки — только так удалось стабилизировать шаткий грунт на Люблинско-Дмитровской линии.

Руководитель группы компаний «Моспроект-3» Анна Мерулова подчеркивает, что «уникальное технологическое решение применили специалисты, прокладывая метро в Новую Москву». Дополнительный участок «красной» ветки разместили на поверхности, посередине магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Накрыв пути изящной металлической конструкцией, инженеры защитили Сокольническую линию от осадков и в разы повысили ее безопасность. Все это позволило обеспечить метрополитеном Новую Москву в кратчайшие сроки.

На вооружении московских метростроителей сегодня лучшее оборудование: тоннели подземки строят три десятка проходческих щитов, в том числе, 4 щита-гиганта диаметром 10 метров — это новое мировое достижение, зафиксированное в книге рекордов Гиннесса.

Метро растет

Ключевой проект московского метро — Большое кольцо, которое станет самой протяженной кольцевой линией в мире. С 31 станции БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, 4 пересадки на станции Московского центрального кольца и 6 пересадок на платформы Московских центральных диаметров. Тоннели БКЛ готовы уже на 90%, а на 9 станциях запущено движение.

Инженеры группы компаний «Моспроект-3» запроектировали станции южного сектора Большого кольца:

— «Зюзино»

— «Калужская»

— «Улица Новаторов»

— «Проспект Вернадского»

— «Мичуринский проспект»

— «Аминьевское шоссе»

От станции «Улица Новаторов» в глубь новой Москвы уже стремится совершенно новая линия — Коммунарская. Над ней также работают специалисты холдинга. В дальнейшем ветку свяжут и с МЦК.

Разветвленную систему городского транспорта, к которой прибавились совершенно новые виды транспорта — МЦК и МЦД — объединят транспортно-пересадочные узлы. Инженеры холдинга разработали 22 проекта ТПУ на Московском центральном кольце. Самый крупный интегрировал станцию МЦК, платформу пригородного железнодорожного сообщения (будущая линия МЦД-4) и объединенную станцию Некрасовской линии и Большого кольца.

— На данный момент ТПУ «Рязанская» – единственный хаб в стране, который объединяет максимальное количество транспортных потоков в едином объеме и при этом представляет собой большое многосветное пространство — подземный распределительный зал. Чтобы реализовать проект, нам пришлось увязать между собой технологические особенности различных видов транспорта, а порой даже разрабатывать совершенно новую нормативную базу. Интеграция происходила поэтапно: сначала запустили станцию МЦК, затем передвинули платформу «Карачарово», недавно пошли поезда по Некрасовской линии, продолжается строительство Большого кольца. И все это время движение составов не останавливалось, — рассказывает генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

***

Грандиозная программа метростроения, начатая в Москве 10 лет назад, позволит уже в течение ближайших 5 лет удвоить пассажирскую систему. За это время планируется замкнуть Большое кольцо и запустить остальные маршруты Московских центральных диаметров, проектируются также новые линии метро – Рублево-Архангельская и Бирюлевская.

amp-next-page separator