Москвичка Дарья Азимова стоит на балконе своего нового дома, построенного на улице Профсоюзной, 32, по программе реновации. Реновация существенно меняет привычный облик районов, делая их более современными / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Территория комфорта, где хочется остаться насовсем

Город

Где в столице удобнее жить? Московский центр урбанистики и аналитическая компания Habidatum решили проверить, где в нашем городе самые просторные дворы и больше света в квартирах.

Освещенность квартиры очень важна, потому что она влияет на психоэмоциональное состояние человека, считает терапевт, врач высшей категории Лариса Алексеева.

— Почему возникает зимняя хандра? Потому что на улице постоянно пасмурно и мало солнца, а точнее, ультрафиолетового излучения, — поясняет Лариса Рувимовна. — В итоге нам может не хватать витамина D, и некоторые люди чувствуют себя подавленными. К тому же витамин D полезен для иммунитета — он играет немаловажную роль в защите от бактериальных и вирусных инфекций.

Урбанисты подсчитали, сколько домов в Москве развернуто фасадами к юго-востоку и югу. В этих домах больше окон ориентировано на солнце, и в их квартирах люди чувствуют себя комфортнее из-за достаточной освещенности.

Юго-запад престижен, но здесь темновато

— В Москве — радиальноконцентрическая структура планировки, поэтому многие дома и целые кварталы выстроены вдоль вылетных магистралей, — рассказывает архитектор Сергей Батушев. — И весь вопрос в том, куда именно, в каком направлении эти магистрали ведут.

И вот, как выяснилось, меньше всего фасадов, обращенных к юго-востоку и югу, в районах юго-запада столицы: Академический (6,28 процента), Черемушки (7,67 процента), Зюзино (7,67 процента) и Коньково (9,7 процента). Также «несолнечными» можно назвать квартиры в районах Сокол (15,55 процента) и Аэропорт (15,42 процента).

Районы, где показатель обращенности фасадов к юго-востоку и югу наибольший (свыше четверти всех домов), — это Свиблово, Дорогомилово, Ломоносовский, Новокосино.

— Если ваш район попал в число «несолнечных», не расстраивайтесь, — успокаивает Сергей Батушев. — Солнце не стоит на месте, оно движется. Если окна вашей квартиры выходят, скажем, на северо-запад — ничего страшного. Просто солнце у вас будет не до, а после обеда. Во-вторых, многое зависит от размера и проницаемости окон для света. Чем окна больше и чище вымыты, чем меньше на них разного рода тюля и штор, тем больше в квартире света. Необязательно солнечного, пусть даже и просто дневного. Поэтому лично я бы, например, советовал, никогда не стеклить лоджии и уж тем более не завешивать их шторами — не красть у самих себя дневной свет. А еще — поменьше штор на окнах, во всяком случае днем.

Просторные Хамовники

Комфортная городская среда — это еще и просторные дворы. Особенно они, как ни странно, важны в период пандемии.

— Чем больше двор, тем меньше вероятность близко пересечься с соседями и курьерами, — рассуждает Сергей Батушев. — Важно, чтобы территория была несколько обособленной. Она дает ощущение некой приватности, положительно влияет на самоощущение, повышает субъективное чувство безопасности. И напротив, «проходной двор» — это всегда плохо: слишком много чужих людей.

Кроме того, дворы регулируют микроклимат, так, например, летом газоны, кустарники, деревья и водоемы у дома позволяют снизить температуру на несколько градусов. Зелень у дома поглощает, распределяет или отражает солнечную радиацию. Дворы могут снижать уровень шумового загрязнения в среднем на 5–25 процентов.

— Очень важна геометрия и форма двора, потому что она влияет на проветриваемость, — пояснил Сергей Батушев. — Небольшие дворы в плотной исторической застройке проветриваются хуже, а дворы в микрорайонной застройке — лучше. Большое значение имеет и вид из окна. Он влияет на настроение. Именно поэтому важно, чтобы дворы были зелеными.

Урбанисты проанализировали как размер дворов, так и число жителей, которое приходится на один двор в том или ином районе.

Самые комфортные в плане дворов районы Москвы — Косино-Ухтомский, Куркино и Северный. Здесь на каждого жителя приходится более 500 квадратных метров. Это очень много, если учесть, что средний по Москве показатель — от 30 до 70 квадратных метров двора на человека. Относительно большие дворы в районах Восточного, Северо-Восточного, Северо-Западного и Центрального округов. Казалось бы, в центре тесно, но в районах Тверской, Мещанский и Хамовники дворы — одни из самых больших в Москве.

— Во-первых, многие из них изначально, по проекту, большие. Пройдитесь, например, по Хамовникам — в этом легко убедиться, — пояснил Сергей Батушев. — Во-вторых, сами дома в центре относительно окраин довольно низкие, а значит, на один двор по определению приходится меньше жителей.

Относительно маленькие дворы в районах Западного, Юго-Западного и Южного округов.

Средние по площади дворы в них не превышают средних значений по городу. Исключение — Нагатинский Затон.

А вот самые маленькие дворы урбанисты обнаружили в районах за пределами Третьего кольца. Это Ясенево, Строгино, Вешняки, Тропарево-Никулино, Обручевский, Чертаново Северное, Бирюлево Восточное, Орехово-Борисово Северное и Южное, Зябликово, Братеево, Марьино, Бибирево. В Ясеневе и Братееве, например, на одного жителя приходится менее 30 квадратных метров дворовой территории.

— Москва — один из немногих мегаполисов мира, где плотность населения от центра к окраинам не падает, а, напротив, растет, — пояснил Сергей Батушев. — Все спальные районы — это, объективно, «человейники». Но есть и хорошая новость. Рядом с плотно застроенными районами часто есть парки, куда можно пойти погулять.

До зелени рукой подать

Урбанисты также разделили московские районы по степени пешей доступности к ним парков. Хуже всего, как выяснилось, с парками у жителей юго-востока — многовато в округе промышленных зон. Исключение составили районы Люблино и Кузьминки, окружающие Кузьминский лесопарк.

— Центр города выделяется доступностью зеленых зон за счет равномерного распределения скверов и малых и средних парков. В итоге больше жителей могут найти зеленый оазис в непосредственной близости от своего дома, — пояснил руководитель Московского центра урбанистики Сергей Капков.

Высокий индекс близости парков у Арбата, Якиманки и Тверского района. А еще у Марфина и Ростокина (рядом — Ботанический сад), Орехова-Борисова Северного — рядом парк «Царицыно», Фили-Давыдково — благодаря парку «Фили», а также у районов Бескудниково, Зябликово и Котловка.

А вот в Некрасовке, Северном Измайлове, Нижегородском и Рязанском районах, Печатниках, Южнопортовом районе, Новокосине, на Соколиной Горе и в Солнцеве парков не хватает.

— Но тут я бы поспорил с коллегами, — заявляет урбанист Григорий Мельник. — Парк «Царицыно», например, находится в пешей доступности для многих жителей района Царицыно. А практически на опушке Бирюлевского дендропарка находятся сразу два района — Бирюлево Восточное и Орехово-Борисово Южное. Рядом с парком «Коломенское» тоже два района — Нагатинский Затон и Нагатино-Садовники. В Москве много людей живет в пешей доступности от зеленых зон.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Московский центр урбанистики и аналитическая компания Habidatum решили выяснить, какие районы наиболее безопасны для пенсионеров — где у них ниже риск заразиться коронавирусом. Они учли долю людей пенсионного возраста в районе и среднее количество человек, которое приходится на продуктовый магазин и аптеку в радиусе 500 метров от жилого дома. Как выяснилось, наименьшим рискам подвержены пенсионеры в районе КосиноУхтомский: число пожилых людей здесь минимально, а на один магазин и аптеку приходится всего 58 пенсионеров. Так же комфортно себя могут чувствовать пожилые люди в районах Северный, Куркино, Филевский Парк и Савеловский — от 25 до 49 пенсионеров на торговую точку. Наименее благоприятные для пенсионеров районы — Ясенево, Силино, Теплый Стан, Тропарево-Никулино и Орехово-Борисово Северное. Здесь на одну торговую точку — магазин и аптеку — приходится от 150 до 325 пожилых людей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алена Шляхоская, куратор проекта «Двороулица»:

— Сама по себе большая площадь двора не говорит о том, что жители будут себя комфортно чувствовать, скажем, на прогулке с собакой. Во многих старых спальных микрорайонах очень большие дворы, но там много и другой инфраструктуры: детские сады или школы между домами, много территории за забором, куда не могут пройти жители, часто нет пешеходных дорожек. В то же время в небольших дворах полезной площади — той, где жители могут прогуляться, — может быть больше. Лучшие дворы, как мне кажется, — между Садовым и Третьим кольцами.

Читайте также: Сергей Собянин заявил о высоком уровне качества домов по реновации в Москве

amp-next-page separator