Компромисс и умение слушать: психолог Хакимов назвал топ-5 секретов эффективного общения
Любая коммуникация предполагает цель — обмен мнениями, приятное времяпрепровождение или достижение договоренностей. Но чтобы прийти к поставленной цели, нужно приложить определенные усилия. Специалист Московской службы психологической помощи населению Денис Хакимов рассказал «Вечерней Москве» о приемах эффективного общения.
Все мы любим непринужденные беседы, обмен мнениями или просто пошутить. Подобный формат общения дается нам легко и приносит массу позитивных эмоций.
Но если нужно обсудить что-то важное или прийти к компромиссу в существенном для вас вопросе, тогда разговор приобретает более серьезный оттенок.
— У каждого человека свое мировоззрение и свои жизненные мотивы. Нужно помнить, что всегда есть люди, которые принципиально не хотят слышать никого, кроме себя. К этому нужно быть готовым и принять, что не каждое противоречие получится разрешить, — говорит Денис Хакимов.
Продуктивно общаться и грамотно доносить до собеседника свою точку зрения без столкновения интересов — своего рода искусство, которому можно и нужно учиться.
Постарайтесь понять позицию другого человека
Чтобы найти точки соприкосновения, мы должны услышать чужое мнение по любому вопросу, уловить значимость того, что пытается донести собеседник. Каждый обладает собственными установками и стереотипами мышления — это помогает жить, придерживаясь понятной нам линии поведения.
Но если речь заходит о желании достичь каких-то договоренностей, относитесь к другой стороне максимально непредвзято.
Выражайтесь конкретно и умейте слушать
Это поможет сократить недопонимание и понять настроенность собеседника на разговор. Выразив свою мысль, дайте высказаться тому, с кем выстраиваете диалог. Подобный процесс поможет раскрыть внутреннюю наполненность человека и даст понимание того, какими терминами и категориями он мыслит.
Ведь даже относительно одной и той же темы у людей могут быть кардинально разные взгляды.
Чтобы расположить собеседника к дальнейшему диалогу, задавайте ему вопросы и демонстрируйте заинтересованность в беседе.
Также можно воспользоваться перефразированием или резюмированием — это покажет, что вы с вниманием слушаете человека и открыты к дальнейшему взаимодействию с ним.
Находите позитивные моменты в диалоге
Иногда приходится обсуждать трудные темы, в которых много непростых моментов. Постарайтесь в любой беседе находить что-то положительное.
К примеру, уловите общие интересы, перечислите стороны, в которых удалось договориться, и на основе этого продолжайте коммуникацию.
Поддерживайте невербальное общение
Зрительный контакт, открытая поза, подбадривание кивками — все это играет немалую роль при разговоре. Если у человека скрещены руки на груди, а глаза бегают или смотрят в сторону, это вызывает настороженность и недоверие. Также можно поработать над своей речью: четкая артикуляция и спокойный голос пойдут на пользу разговору.
Ищите компромиссы
Как бы нам ни хотелось всегда быть правыми, в реальности такое бывает редко. Попробуйте предложить вариант решения проблемы, подходящий для всех. Не игнорируйте других людей и не ставьте себя в уязвимую позицию. В первом случае можно испортить отношения и заблокировать каналы коммуникации, а во втором — самому подвергнуться негативным переживаниям и раздражению.
Эффективное общение — комплексный и не самый простой навык. Чтобы диалог состоялся, не говорите того, чего не хотели бы услышать в свой адрес. Избегайте обвинений, предвзятости, насмешек и поучений. Приложите усилия, и вероятность построения продуктивного контакта значительно увеличится.
Если вам кажется, что общение с близкими не приносит радости, а любая коммуникация доставляет дискомфорт, за консультацией можно обратиться к специалисту. Бесплатную психологическую поддержку можно получить в Московской службе психологической помощи. Единый справочный телефон +7 (499) 173-09-09. Круглосуточно доступны телефоны неотложной психологической помощи — 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного). Работают чат психологической поддержки и форум.