Фото: Shutterstock

Как защитить пожилых родственников от мошенников

Общество

В августе 2024 года в большинстве мошеннических атак, направленных на пенсионеров, злоумышленники используют три схемы: попытки обмана пожилых людей приходятся якобы на перерасчет пенсии, оформление полиса ОМС, несуществующие скидки на ЖКУ. «Вечерняя Москва» узнала у юриста Дмитрия Кваши, как обезопасить пожилых родственников от мошенников.

Три схемы обмана

Первая схема: мошенники звонят на номер телефона пенсионера и представляются работниками Социального фонда РФ. Они обещают сделать перерасчет и увеличить пенсии, затем просят назвать персональные данные, установить определенное приложение и назвать код из СМС-сообщения. Эти действия дают им доступ к порталу «Госуслуг», что позволяет вывести средства из банка или оформить на потерпевшего кредит.

Вторая схема: мошенники рассказывают по телефону о ложной акции, согласно которой якобы предоставляется скидка на жилищно-коммунальные услуги. Далее процесс повторяет действия из первой схемы.

Третья схема: мошенники убеждают пенсионера в необходимости срочно «продлить» полис ОМС. Преступники просят установить приложение якобы Минздрава, которое на самом деле является вредоносной программой. Благодаря этому злоумышленники получают доступ к телефону и могут украсть персональные данные, а также получить доступ к «Госуслугам».

Подробно рассказать

По словам собеседника «ВМ», многие считают, что если они ограничат использование интернета или гаджетов своим пожилым родственникам, то это убережет их от мошенников. Но это не лучший способ, считает специалист.

— Нужно давать свободу действий, но подробно рассказывать о всевозможных рисках людям старшего возраста. Все факты мошенничества схожи друг с другом: завладение персональной информацией, данными банковских карт либо получение подтверждающего СМС-сообщения, — сказал он.

Связаться с близкими

Кроме того, важно объяснить, что если звонящий представляется сотрудником банка или следователем, необходимо сразу же связаться со своими близкими и рассказать им об этом, говорит эксперт.

Отключаем эмоции

Также, по мнению собеседника «ВМ», нельзя действовать на эмоциях, особенно если мошенники сообщают пожилому человеку об аварии, в которую попал их родственник.

— В большинстве случаев мошенники сообщают людям, что с их близкими произошло какое-то несчастье и нужно перевести деньги, чтобы спасти их от проблем с законом. Обязательно предупредите своих родителей, бабушек и дедушек, что нужно не паниковать, а связаться с родственником, которого «нужно спасти», и узнать всю информацию у него, — сказал Кваша.

Стереть CVV

Помимо этого, не нужно блокировать их карты, потому что пожилые люди имеют полное право распоряжаться своими денежными средствами так, как им удобно, уверен юрист.

Специалист считает, что можно удалить некоторую информацию с банковских карт близкого человека, чтобы он не смог передать ее мошенникам.

— Например, можно закрасить или стереть три цифры на обороте карты, чтобы у пожилого человека не было к ним доступа, а отдать эту информацию сыну или дочери. Тогда он не сможет сказать мошенникам все данные своей карты и сохранит денежные средства, — подытожил Кваша.

amp-next-page separator