«Перекрасятся в бары»: что будет с рынком разливного пива после принятия закона о запрете «наливаек»
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о правах региональных властей на ограничение продажи алкогольной продукции в магазинах, размещенных в многоквартирных домах, так называемых наливайках. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Также стало известно, что крупные пивоваренные производители столкнулись с отказом розничных сетей продавать пиво на розлив. Как эти обстоятельства повлияют на алкогольный рынок, выясняла «Вечерняя Москва».
«Наливайки» перекрасятся?
Согласно новому указу российского президента Владимира Путина, с 1 апреля 2024 года региональные власти смогут самостоятельно вводить запрет на продажу сидра, пива и пивных напитков, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, в том числе в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Власти на местах уполномочены давать разрешение на реализацию алкоголя из этого перечня только в ресторанах, барах, кафе и буфетах.
По мнению эксперта алкогольного рынка Алексея Небольсина, новый закон в регионах может привести к непредвиденным последствиям:
— Проблема в том, что «наливайки» в зданиях жилых домов и на прилегающих к ним территориях, чтобы продолжить свой бизнес, массово станут перевоплощаться из магазинов в рестораны, кафе, бары и буфеты. Начнут перекрашиваться.
В законе, как указал спикер, не прописано, что именно считать рестораном, такие формулировки есть в ГОСТах, которые необязательны для исполнения.
— Как следствие, недобросовестные «наливайки» будут пользоваться этой лазейкой и превращаться в объекты, которым позволено осуществлять продажу соответствующих напитков. Эту ситуацию нужно будет учесть, — сказал спикер.
Что с разливным?
Высказался собеседник «ВМ» и относительно массового отказа магазинов и заведений разного уровня от реализации разливного пива.
— Все это — следствие внедрения маркировки пивной продукции. С 15 января этого года все пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в разные виды тары, должны поступать на рынок с кодами Data Matrix. И при этом никаких исключений быть не может. Более того, с 15 января продавцы пива должны передавать в систему «Честный знак» данные при подключении кег к оборудованию для розлива, — напомнил эксперт.
В то же время, как уточнил спикер, при продаже такого продукта через онлайн-кассу нужно частично выводить его из оборота. А в чеке указывать код маркировки кеги и проданный из нее объем. При этом реализовать объем свыше объема кеги будет невозможно, добавил эксперт.
— Решить проблему могли бы специальные программные обеспечения для бизнеса, которые позволили бы урегулировать вопрос с тем, как пробивать кеговое пиво на кассе. А сейчас сделать это без нарушения закона фактически невозможно, — сообщил Небольсин.
Именно по этой причине предпринимателям проще отказаться от кегового пива, чем потом платить штрафы, заключил эксперт.