Введен запрет на экспорт: как изменятся цены на бензин в марте
27 февраля кабмин РФ ввел запрет на экспорт бензина с 1 марта на полгода. Причиной такого решения стал рекордный рост цен на топливо в последние дни на бирже. «Вечерняя Москва» выяснила, как новое решение повлияет на стоимость бензина и ждать ли снижения цен.
Так, стоимость бензина АИ-95 уже поднялась до максимальных с середины октября прошлого года 57 096 рублей за тонну.
Стоимость АИ-92 выросла до 48 926 рублей за тонну, что на 20 процентов дороже, чем в начале года. Летнее дизтопливо подорожало до 58 973 рублей, а межсезонное — до 59 174 рублей.
Цена на мазут выросла до 26 362 рублей за тонну — то есть вдвое по сравнению с началом года. «Вечерняя Москва» разбиралась, что же происходит?
Одна из причин — дефицит топлива. Так, например, в январе переработка нефти в России упала до 747,9 тысячи тонн — минус 4 процента по сравнению с январем 2023-го. Основная причина — внеплановые ремонты на крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Так, например, на НПЗ в Нижнем Новгороде случилась авария на установке каталитического крекинга. Для ремонта нужны «подсанкционные» запчасти.
— Работы займут несколько месяцев, — заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов.
А еще 25 января НПЗ в Туапсе был атакован тремя украинскими беспилотниками «Бобер». По ним отработали дежурные средства ПВО, но обломки одного из БПЛА рухнули на вакуумную колонную установку. В результате возник пожар. В итоге на восстановление производства на Туапсинском НПЗ необходимо минимум три месяца.
— Дело не столько в остановке двух предприятий, сколько в нормативах реализации топлива на рынке, — комментирует «Вечерней Москве» финансовый аналитик Артем Извольский. — И мы видим, что правительство решает: сколько топлива продавать внутри России, а сколько отправлять на экспорт. Возможно, процент реализации топлива на внутреннем рынке стоило увеличить.
И теперь с 1 марта экспорт бензина может быть запрещен, а процент продажи дизтоплива на внутреннем рынке увеличат.
— Надо сказать, что это позитивное решение. Такая мера в течение месяца поможет как минимум стабилизировать розничные цены на топливо. Вероятно также небольшое — в пределах рубля за литр — снижение цены, — считает Артем Извольский.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза:
— Думаю, нужно увеличить нормативы биржевых продаж топлива. Ведь каждый лишний процент топлива на бирже — это дополнительное стимулирование и успокоение всего рынка. Поэтому нужно допустить к торгам мелкооптовых продавцов, именно их отсутствие на бирже создает дисбаланс спроса и предложения.