Логопед Абузарова объяснила, почему ребенок не разговаривает и что с этим делать
Самый благоприятный период, когда ребенок лучше всего воспринимает информацию извне, — с момента рождения. Речь, свет, мокрый подгузник, чувство голода, боль в животе, объятия мамы, поглаживания, массаж — это все ощущения, сенсорика, играющие ведущую роль в развитии деятельности и созревания нервной системы малыша. Первично — сенсорика, вторично — моторика. Чем больше ощущений ребенок получит с момента рождения, тем качественнее и своевременнее у него будут проявляться те или иные навыки. Поэтому очень важно разговаривать с ребенком в любом возрасте, рассказала «Вечерней Москве» логопед Наталья Абузарова.
Спокойный — не значит здоровый
Речь — это навык, продукт высших психических функций: памяти, внимания и мышления. Часто родители радуются, что у них спокойный ребенок: где посадишь — оттуда и возьмешь. Однако это означает, что у малыша есть проблемы с сенсорным развитием.
Как помочь своему ребенку своевременно заговорить? Просто разговаривайте с ребенком, озвучивайте все, что вы с ним делаете. Идете гулять — рассказывайте о том, что вы идете сейчас на прогулку, описывайте, что находится вокруг, какая погода на улице. Организуйте звуковую среду: запускайте мобиль со звуками природы, включайте классическую музыку. Но не перегружайте, потому что в этом возрасте ребенок гораздо быстрее распознает речевые звуки от человека.
«Звучите» для ребенка
Попробуйте эмоционально общаться с малышом, наклоняйтесь к нему, агукайте и улыбайтесь. Когда вы носите малыша на руках — разговаривайте с ним, описывайте то, что видите вокруг. Ваша задача — просто «звучать» для ребенка в этом возрасте.
Понимание норм проявления предречевых этапов у ребенка (гуление, лепет) важно для взрослого, потому что если что-то пойдет не так, всегда можно обратиться за помощью. А предречевые этапы — это показатель того, как созревает головной мозг ребенка. Откажитесь от телевизоров и просмотра мультиков: появление речи это не спровоцирует, а нервную систему перегрузит сильно.
Закупите шумовые погремушки и отслеживайте реакции своего ребенка: если ему не нравятся очень громкие звуки, не надо настаивать. Лучше убрать такие погремушки и использовать более мягкий звук. Дозируйте шумы: ребенок должен понимать, когда тихо, а когда громко.