«Перегруппировка кланов»: кому выгодна смерть иранского президента Раиси
Вертолет Веll 212, на борту которого находились президент Ирана Ибрахим Раиси и министр иностранных дел Хоссейн Амир-Абдоллахиян, 19 мая рухнул в районе городов Джульфа и Верзеган. В результате крушения находившиеся на борту пассажиры погибли. «Вечерняя Москва» обсудила с экспертом, как это событие отразится на политической жизни страны и для кого может оказаться выгодна смерть иранского лидера.
Последствия гибели Раиси
По словам политолога Сергея Маркелова, в случае внезапной смерти лидера страны в любом государстве политическая система переходит в стадию трансформации, которая предполагает борьбу за власть. В случае с Ираном, который является мусульманской страной, это предположение только усиливается.
— Речь идет не о регламентных процедурах по назначению правителя по действующим политическим законам и конституции, а о реальной борьбе за власть и перегруппировке кланов, — заявил политолог.
Он отметил, что внезапно скончавшийся президент Ирана у многих «не вызывал теплых чувств», так как был неоднозначной фигурой. Это обстоятельство тоже повлияет на дальнейшую политическую обстановку в стране.
— У мусульман принято читать молитвы в течение дня, но в этой ситуации совсем неясно, почему они молятся — за очередной мусульманский праздник или от счастья за смерть Раиси? Ведь он «рассекал» страну, создавал конфликтные ситуации. Теперь после его смерти политическая система Ирана войдет в зону турбулентности, и только к концу года мы узнаем последствия этого события, — считает Маркелов.
Не менее важное обстоятельство этого происшествия, что Раиси находился на борту вертолета не один, а с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амиром-Абдоллахяном.
— Его смерть — тоже серьезная потеря для страны, наравне с главным лидером. Теперь сторонники Раиси начнут борьбу за пост, конфигурации правительства, потому что бывший президент долгое время позиционировал себя, как вооруженного и экономического оператора ближневосточных процессов, а это происходило не без помощи министра иностранных дел. Теперь эти вопросы провиснут, потому что Раиси только-только начал договариваться с ближайшими соседями, например, с Саудовской Аравией, — пояснил спикер.
Тем не менее главные принципы государства, по мнению собеседника «ВМ», не изменятся. Так как Иран строит свою политическую конструкцию, исходя из религиозных, исторических и культурных корней.
— Резкого изменения внешнего политического курса мы не увидим. Как Иран дружил с Россией и Китаем, так и продолжит дружить. Позиция Ирана по Сирии точно не изменится. Новый лидер, как и Россия, будет поддерживать действующего президента Сирии. Здесь только один вопрос остается открытым: насколько у Ирана хватит сил поддерживать прокси-государства — ХАМАС, Хезболла — в конфликте с Израилем, — сообщил политолог.
Кому выгодна смерть иранского президента
По мнению эксперта, влияние погибшего президента не было столь же большим, как у предыдущего лидера Али Хаменеи, поэтому он не сможет конкурировать за «историчность» своей фигуры. Однако неприятелей, которые могли желать ему смерти, было предостаточно.
— Конечно, больше всего мечтал о смерти Раиси Израиль, потому что занимая пост президента, тот оказывал финансовую поддержку палестинским боевикам. Но, помимо них, у Ирана напряги почти со всеми ближневосточными странами, которым тоже могла быть выгодна его смерть, — предположил Маркелов.
Кроме того, политолог заверил, что у иранского президента было немало противников и внутри страны, которые также могли желать его смерти. Таких среди опрошенных было почти сорок процентов.