Сцена из спектакля «Кабаре «Гадюка» в Театре Моссовета / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Смотри, кабаре Гадюка

Общество

Премьера Театра им. Моссовета «Кабаре «Гадюка» в постановке Анны Галиновой, как глоток свежего воздуха в немного растерянном после начала СВО театральном мире столицы. Театралы уже было свыклись с мыслью, что ничего стоящего на сцене не увидят… Правдивость образов, резонирующих сегодняшнему дню, тонкая проработка всех смыслов, вложенных сто лет назад в повесть «Гадюка» Алексеем Толстым (именно она легла в основу спектакля), увлеченная и без самолюбования игра актеров — все здесь приводит в восторг.

Для сценического повествования выбрана форма, когда-то давно отработанная Петром Фоменко в «Без вины виноватых» Вахтанговского театра: история разыгрывается не на сцене, а среди зрителей в зале. Блестящий прием, позволяющий максимально донести конфликт драмы до обывателя, придав ему черты реальной проблемы. Сцена под крышей, где идет спектакль, идеальна для такой задачи: весь зал преобразован в одно большое кабаре, где рядом со зрителем сидят и артисты, они ходят между рядами, иногда даже возникает интерактив с публикой. Анне Галиновой удалось при этом сохранить изящество и очарование постановки, ибо каждый «спуск» до зрителя — это огромные риски опошлить действие.

По спектаклю, Алексей Толстой непосредственно в этом кабаре создает свою повесть: он ее пишет за одним из столиков на пишущей машинке, рисует сцены с помощью артистов, дает им импульсы в ситуациях, а потом, отстраняясь, любуется, как его герои начинают жить своей жизнью. Такой формой повествования режиссер тоже попала в точку! Во-первых, это действительно увлекательное зрелище. Во-вторых, честно иллюстрирует творческие муки Алексея Толстого, в которых он признавался, работая над «Гадюкой». В-третьих, показывая полет мысли писателя, стремительный и резкий, создатели придают спектаклю динамику сродни клиповой, такой доступной современному зрителю. Темы травли и ненависти, затронутые в спектакле, всерьез будоражат. И неважно, что конфликт разыгрывается в обществе столетней давности, — все выглядит свежо и правдиво.

Создатели спектакля, намеренно или нет, отказались от всевозможных спецэффектов, и это тоже выглядит достоинством постановки. Хотя во втором акте, показывая сны главной героини, все-таки режиссер не устояла перед искушением пустить по сцене проекцию бегущих красных коней, — думается, можно было обойтись без этого. Это немного диссонирует заданной на сцене органике, ведь даже музыкальный ряд полностью создается артистами — они поют романсы, играют на рояле. Не говоря уже о страхах смерти и муках застенчивости, которые тоже вполне понятно ими показаны.

Впрочем, даже и так можно назвать «Кабаре «Гадюку» торжеством театра во всех смыслах!

amp-next-page separator