Фото: Ирина Хлебникова / Вечерняя Москва

Передовые решения служат мегаполису

Город

Обязательные стадии сооружения новых станций московского метро — это разработка котлована, доставка кубометров бетона на стройплощадку, строительство километров новых тоннелей, а еще обеспечение защиты от вибраций, архитектурная отделка и многое другое.

Технологию строительства станции определяют на этапе разработки проекта. Она зависит от того, как близко расположены здания, другие сооружения и коммуникации. Чаще всего строят станции мелкого заложения — они могут располагаться в 20 метрах под уличными магистралями. Для неглубоких объектов используют открытый метод строительства: специалисты разрабатывают грунт и создают котлован, устраивают бетонные конструкции, после чего котлован засыпают.

Станции глубокого заложения располагаются на уровне 60–70 метров под землей. Работы в таком случае ведут закрытым способом: прокладывают шахтный ствол, по которому на лифте спускаются строители, доставляют материалы и технику, а на поверхность поднимают тысячи тонн грунта, который образовывается в ходе работ.

Современным метростроителям помогают передовые решения. Например, технология, позволяющая строить объект не со дна котлована, а, наоборот, сверху вниз. Именно это решение применяли при создании кроссплатформенной станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линии. Важный этап — это проходка тоннелей будущей линии. На заре метростроения грунт разрабатывали вручную кирками и лопатами, сейчас этим занимаются тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК).

Работы ведут 6- и 10-метровые щиты. Последние предназначены для проходки двухпутных тоннелей: в них одновременно могут ездить встречные поезда, а станцию сооружают с платформами берегового типа, они расположены по разные стороны от путей. Например, тоннель к станции «Нагатинский Затон» БКЛ с двумя береговыми платформами проходил такой щит. Средняя скорость проходки комплексов — примерно 10 метров в сутки в начале и конце участка и 15–20 метров на перегоне.

КСТАТИ

Все тоннелепроходческие щиты носят женские имена. Эта традиция принадлежит Ричарду Ловату, основателю всемирно известной канадской фирмы, которая производит тоннелепроходческие щиты. Он решил, что все комплексы его бренда будут носить женские имена, в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Поэтому метро в столице строят не бездушные машины, а «Виктория», «Полина», «Роза», «Светлана» и другие железные «дамы».

amp-next-page separator