«Ощущения побитой собаки»: почему компенсации за овербукинг недостаточно
Минтранс разрабатывает поправки для защиты прав граждан при овербукинге — уловке авиакомпаний, при которой мест на рейс продается больше, чем их существует на самом деле на борту самолета. В этом случае авиакомпания страхует себя от убытков из-за неявки человека на рейс. Однако, если борт будет заполнен полностью, пассажир может и не улететь в нужном ему направлении. Для них предлагают ввести компенсацию. Как запрет овербукинга или введение компенсаций за него отразятся на пассажирах, «Вечерняя Москва» обсудила с заслуженным пилотом России Юрием Сытником.
По его словам, в первую очередь из-за овербукинга страдают планы человека, будь то командировка или похороны родственника.
— Ему продали билет, заведомо зная, что мест в самолете не хватит. Ну какой это сервис? Человек тратит время, деньги на дорогу до аэропорта, чтобы потом узнать, что он не полетит, — объяснил пилот.
Сытник считает, что в этом случае компенсации для пассажира недостаточно. Деньги не возместят человеку потерянного времени и нервов, сорванных планов.
— Вы приехали в аэропорт, а вам сказали: «Спасибо, до свидания, на вашем месте уже кто-то сидит». Какие у вас будут ощущения? Ощущения побитой собаки будут у пассажира, — привел пример собеседник «ВМ».
Если законопроект о компенсации за овербукинг будет принят, это скажется на стоимости авиаперевозок. Но уже сейчас, отметил Сытник, цены на билеты очень высоки.
— Цена неподъемная. У нас и так летают три–пять процентов от всего населения страны. Кто-то летает 10 раз, а кто-то — один раз в 10 лет. Авиация должна быть доступной, как и метро, общественный транспорт, поезда, — выразил мнение пилот.
По его словам, сейчас авиакомпании боятся того, что одно или несколько кресел у них на борту будут не загружены. Но в советское время наблюдалось иное положение дел.
— Если кто-то не приходил на рейс, оставалось два или четыре кресла, тут же продавали билеты, и другой человек улетал. Он приезжал без билета на свой страх и риск, — поделился Сытник.
К тому же решение мог принимать командир корабля. Если у человека случилось что-то экстренное, то его могли спокойно взять на борт: на места для бортпроводников, которые все равно сидят только при взлете и посадке.
— Это было нарушение, но не такое уж и смертельное. А сейчас что? Тебе продают билет, приходишь — а на твоем месте уже сидит более уважаемый или более нужный человек. Это натуральное безобразие, и не надо с этим соглашаться, — сказал пилот.
В этом случае авиакомпания должна не только возмещать пассажиру полную стоимость билета, но и отправлять его туда, куда ему нужно, бесплатно и ближайшим рейсом, выразил мнение Сытник.