Восток становится центром делового туризма
Российский деловой туризм все активнее выбирает восточное направление: командировки в Китай и ОАЭ в среднем выросли в 2,5 раза. Кроме традиционных лидеров Москвы и Санкт-Петербурга новые центры притяжения появляются и внутри страны: Краснодар, Сургут, Тюмень и Шуя. Такие тренды выявили специалисты МегаФона и агентства делового туризма Continent Express по итогам совместного исследования бизнес-поездок в 2025 году.
Одним из самых популярных направлений для делового туризма стал Китай, куда число командирок за последние три года выросло в 3,4 раза. Здесь российские бизнесмены посещают выставки промышленного оборудования, компьютерных технологий, автомобильной и текстильной промышленности, а также знаменитую Кантонскую ярмарку.
Другая точка притяжения делового туризма — ОАЭ. В эту страну поток командировок увеличился на 62 процента. Путешественников из России здесь привлекают налоговая политика, упрощенная процедура регистрации бизнеса, а также открытый доступ к новым рынкам через международные выставки и мероприятия. Из-за стремительного роста интереса российского бизнеса Китай и Эмираты поднялись в топ-5 направлений, уступив только Турции, Белоруссии и Казахстану.
Согласно данным МегаФона и Continent Express, с начала 2025 года наблюдается смещение деловых интересов и внутри страны. Активно набирают популярность Краснодар, Сургут, Тюмень и Шуя. Среди ключевых отраслей, на которые приходится наибольшая доля деловых туристов, — нефтегазовый сектор, ИТ, ретейл, фармацевтическая и добывающая промышленность.
— У ИТ-специалистов популярны инновационные центры Казани и Екатеринбурга, а также Шуя Ивановской области, где сосредоточены ИТ-производства российских корпораций. Отдельно выделяется Тюмень, где находятся штаб-квартиры ведущих компаний и производственные мощности нефтегазовой отрасли. Стоит отметить, что этот город в 2025 году вошел в топ направлений, подвинув Новокузнецк и Красноярск — центры металлургической промышленности, — рассказала заместитель директора отдела по работе с клиентами агентства делового туризма Лидия Ячменникова.
Учитывая рост цен на логистику, компании стали более тщательно планировать деловые поездки, а распространение гибридных и удаленных форматов работы повлияло на длительность командировок. Так, в 2025 году средняя продолжительность командировки в регионы России составила два дня, а в страны дальнего зарубежья — 2-3 дня.