Дорогая моя страховка

Общество

Многие месяцы, разъезжая по Москве на своем авто, я легкомысленно забывала прихватить с собой оригиналы «автогражданки» и страховые бланки извещений о ДТП – да и автоинспектора учтиво не приставали с проверкой.А тут будто голос с небес: возьми да возьми! Да так настойчиво. Положила бумаги в пластмассовую папочку, долго прикидывала, куда бы пристроить в машине. В «бардачок» не умещается, в багажник – неудобно. И где народ хранит? Сунула под сиденье и «полетела» на обычную свою «орбиту»…А аккурат к вечеру папочка-то и понадобилась. После изнурительного часового стояния в пробке на Конюшковской я наконец сдвинулась с места и по-черепашьи, на первой скорости, уже вползала на Новоарбатский мост… Тут-то меня и настиг юный водитель на «девятке», выскочив с Нового Арбата и резко вывернув вправо. Моей «Эсперке» в секунду разбил поворотник, своей серебристой красавице промял обе двери.Оставим «за бортом» все уважительные причины, оправдывающие мою репутацию водителя со стажем, а именно – жуть какую бестолковую расстановку ограждений перед мостом, где идет затянувшийся ремонт, запредельную зачумленность от сидения в пробке, пешеходную скорость моего авто, резкий «выверт» руля водителем «девятки»… В ГИБДД важен лишь «сухой остаток»: виноватой в «автопоцелуе» оказалась я. Проигнорировала святое – знак «пересечение с главной дорогой».Такие подробности, может, и читать неинтересно – подумаешь, сюжет: ни жертв, ни лепешки из машины... Тьфу! Но я, будучи въедливой барышней, упрямо твержу себе в любой ситуации: «Все дело в нюансах». И вам, крутящим баранку, думаю, будет полезно кое-что узнать из моего опыта.Уроки юридических «нюансов» во взаимоотношении с инспекторами ГИБДД я получала у защитника всех автомобилистов адвоката Леонида Ольшанского. Его знают все инспектора города и стараются не нарываться на споры – дело бесперспективное: слишком хорошо знает законы. Чему же учит известный адвокат?Для начала поделюсь святым и обязательным для нас, «драйверов». Вот он, «Отче наш»: как только меня останавливает автоинспектор, я тут же достаю блокнот, ручку и живо интересуюсь номером отдела ДПС, батальона, наличием нагрудного знака, удостоверения и медленно переписываю его ФИО в свой блокнот. Моя любознательность всегда действует на стража дорог, как «молодильное яблоко»: подтягивается, вежлив, корректен. Смотришь – и танцевать с ним хочется: князь Болконский на балу у Ростовых! Это к слову. А то злополучное ДТП в вечерних сумерках закончилось так: приехал инспектор из 1-го отдела ДПС на спецтрассе (спецтрасса понятно почему – там жуть на какой скорости авто высоких госчиновников летают!), потом – его коллеги. Замерили рулеткой метры-сантиметры… Все шло четко и быстро. И можно было бы назвать скучным – до тех пор, пока я не вытащила из-под сиденья заветную папочку с «автогражданкой». Для меня, виновницы ДТП, понятно, она стала принципиально важна – двери «девятки» «высвечивали» круглую сумму, в которую мог обойтись ремонт. Подрулив к фонарному столбу, я начала заполнять страховой бланк под названием «Извещение о ДПС».Уважаемые автомобилисты, еще не нюхавшие пороха ДТП, вы когда-нибудь заглядывали в это симпатичное – все в квадратиках! – «произведение искусства» Российского союза автостраховщиков? Мой вам совет – потренируйтесь дома на диване! Раз эдак пятнадцать.Будучи вполне грамотной русскоязычной гражданкой, заполняла я его два с половиной часа. Буковки мелкие – нонпарель! В квадратики попасть пером – что блоху подковать, да потом еще схемку ДТП подробную изобразить, что без способностей к черчению – дело гиблое.А ведь я была хоть и вменяемая, но, разумеется, взволнованная: и руки слегка подрагивали, и перо никак не попадало не то что в клеточку – в строчку! Я тогда подумала: «А если водитель сбил пешехода? А если у него самого сотрясение мозга или другая травма?» Хочется крикнуть чиновникам: «Ребята! Ну кто это придумал? Вы сами-то на авто ездите? А бумажку свою заполнять пытались?» Моя воля к победе была неистребима, как журналистский эксперимент. На третьем часу борьбы с буковками – да в двух экземплярах! – я почувствовала себя шахтером, выбравшимся из забоя. В ту ночь мне снились клеточки-буковки-цифирки и оскал страховщиков...…Наутро я пришла к адвокату Ольшанскому.– У вас права отобрали? – спросил он меня.– Нет, не должны. Вам следует знать, что раз есть страхование, то отношения между водителями носят гражданский, а не административный характер. За исключением случаев с телесными повреждениями и гибелью людей – тогда, соответственно, включается административное наказание или возбуждается уголовное дело.– Рано успокоились! Закон об автостраховании носит грабительский характер. Уже подсчитано: страховые компании по истечении года получат от «автогражданки» около 5 млрд. долларов, а выплаты составляют несколько миллионов рублей. Цель страховых компаний – выколачивать из людей деньги в форме покупки полиса и затруднять любые процедуры, связанные с выплатами потерпевшим. Страховщики наверняка попытаются взыскать деньги с вас! Я как адвокат сейчас часто сталкиваюсь именно с такой практикой страховых компаний.– Страховщики и полтора года назад «протащили» коварную статью под названием «регресс». Там вписано такое страшное понятие, как «умысел». Но есть разница: одно дело – умысел на «подставу», который на официальном юридическом языке называется «искусственное создание обстоятельств страхового случая», другое – умысел, например, быстрее добраться на работу. В законе классический юридический термин отсутствует. А что имеется в виду под «умыслом», не сказано! И трактовать это понятие можно как угодно – вплоть до умысла «поцеловать» понравившийся «Мерседес». Страховая компания любой ценой уменьшает суммы выплат. Например, копаются: «Крыло не новое, а старое...» И обязательно стараются взять деньги с виновного в ДТП в порядке «регресса». То есть у вас вполне могут потребовать оплатить ремонт поврежденного автомобиля, стоимость калькуляции, почтовых расходов… Ничего не забудут!– Страховщики поступают хитро. Могут послать вам письмо – с указанием целого списка неизвестных вам статей – мол, вы виновны. Замучаетесь разбираться! В случае отказа платить могут подать в суд. Некоторые искушенные «профи» от страхования часто звонят и говорят елейным голосом: «Приходите – поговорим». Вы приходите, а вам предлагают: «Давайте так: вы заплатите половину всей суммы, и мы разойдемся с миром».– Платить ничего нельзя: раз вы платите – значит признаете свою вину. А не платите – добро пожаловать в суд! Тут тоже головная боль. В уголовном и административном суде действует «принцип презумпции невиновности». А в данной ситуации – суд гражданский, и действует принцип так называемой доказательной презумпции, где и истец, и ответчик обязаны доказать факты, на которые они ссылаются. А ведь не каждому по плечу нанять хорошего адвоката! В страховых же компаниях работают узкие специалисты по этой тематике, которые действуют по накатанной дорожке, обирая бедное российское население. Их юристы целыми днями именно этим и занимаются: беседуют с клиентами и ходят по судам.– Во-первых, ни на какие переговоры не являться – все эти бесполезные встречи только отнимают время, силы, нервы. Во-вторых, на все звонки отвечать одно: «Все вопросы – через суд». Важно только не забыть всего один раз написать в свою страховую компанию заявление: «Прошу выплатить гражданину такому-то страховое возмещение на ремонт помятых дверей». А все документы сдавайте страховщику только под расписку. Вообще возьмите за правило: куда бы вы ни сдавали документ – в ГИБДД, страховщику, в паспортный стол, префектуру, управу – снимайте ксерокс. И пусть вам на копии напишут: получил такого-то числа, менеджер такой-то – и печать. А из практики скажу: ходит по страховщикам обычно тот, кому нужно получить деньги.– Это же утверждали два «толкача» закона – депутаты Госдумы Владимир Тарачев и Александр Коваль. Но вышло вовсе не так, как говорил генерал Федоров, сфотографированный с полковниками сегодня за решеткой, а также в компании с рецидивистом Александром Бабаяном, осужденным за вымогательство, разбой и другие преступления. Генерал, будучи начальником ГИБДД, подписал документ, запрещающий проверять все девять «Мерседесов» Бабаяна, которые стояли во дворе ГУБОПа МВД. Об этом писали газеты.Но это к слову. А до Запада мы недотянули: ходить по судам сегодня приходится еще больше! Простые граждане, жертвы ОСАГО, тонут в бумагах и мучаются в кабинетах.– Проверить их наличие инспектор может, наказывать – не имеет права, так как помещение их на лобовое стекло носит рекомендательный характер. Водитель может быть наказан только за отсутствие этих карточек, но возить их можно в бумажнике, сумочке, «бардачке»… А на лобовом стекле они выгорают, да к тому же их выкрасть могут, разбив стекло.– «Движение автомобилистов России» настолько активно будоражило общественное мнение, что нас, судя по всему, услышал и президент. За несколько дней до Нового года, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире, он по существу согласился со всеми нашими предложениями по совершенствованию Закона об «автогражданке»: уменьшением тарифа, введением льгот для ветеранов и инвалидов, предоставлением права покупать полис не на год или полгода, а только на период отпуска или выходные дни… В законопроекте есть пункт о запрещении сотрудникам ГИБДД требовать страховой полис при проведении техосмотра. Мы боремся за то, чтобы стоимость полиса была утверждена не постановлением правительства, а внесена в закон.– Еще какие! Упомянутый генерал Федоров, пользуясь тем, что он сенатор и наделен правом вносить поправки в закон, вместе со своим коллегой-депутатом Евгением Трофимовым внес проект Закона об изменении и дополнении в КоАП РФ. Он предлагает «убить» примечание к статье 12.1, запрещающей инструментальный контроль и повторные проверки на дорогах, примечание к статье 12.19, запрещающей эвакуаторы, и статью 12.36, которая впервые в истории юридического законотворчества в нашей стране карает чиновников за применение блокираторов, эвакуаторов, снятие номерных знаков, направление на переэкзаменовку и другие противозаконные санкции против водителей. То есть Федоров, по сути, предлагает открыть все «шлюзы» и вернуть на дороги репрессии, с которыми мы боролись все эти годы.– Да, данная инициатива сенатора на руку в первую очередь коммерсантам от эвакуации и парковок. Его поправки в закон направлены почему-то только на развитие коммерции в сфере дорожного движения, и это вызывает у российских автомобилистов много вопросов. Работа над новым Административным кодексом велась десять лет. Над Уголовным и Гражданским кодексами так долго не работали! И это все из-за полемики вокруг 12-й автомобильной главы. В итоге депутаты приняли кодекс в окончательном варианте, президент его подписал, не сделав никаких замечаний по поводу 12-й главы, и он с 1 июля 2002 года действует в стране. Вносить сегодня поправки – все равно что менять новые, неизношенные детали в машине только для того, чтобы заработать на ремонте.

amp-next-page separator