РАЗДЕЛЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Развлечения

Америка, Америка… а ведь тема нынешнего фестиваля «Разделенное целое» – вовсе никакая не Америка. Разделенное целое – это бывший социалистический блок: организаторы фестиваля решили показать, как и что снимают наши непосредственные соседи, которых больше не принято называть друзьями. Между нами, – отмечалось на пресс-конференции, – сохранилось очень много общего культурного пространства, и хотя политическое пространство создавалось искусственно, этого нельзя сказать о пространстве духовном.Впрочем, сама выставка оставляет впечатление двойственное. Например, на польских фотографиях с польско-белорусско-литовских границ – урбанистические пейзажи приграничной полосы нынешнего ЕС, а людей совсем нет. Этакий нейтральный вариант, мало что говорящий современному зрителю: такие снимки можно сделать где угодно. Болгарские и венгерские профессионалы, наоборот, предпочли снять людей – совсем простых, жителей деревень и маленьких городков, своего рода «слепых пятен» современной Европы («Исследование слепого пятна» – так называется болгарская часть выставки, а «слепым пятном» предстает рыбацкий поселок под Бургасом, обитателей которого запечатлела камера).А вот американец Стэнли Грин много снимал в Чечне, и его экспозиция разделена на две части. Черно-белая – документальные снимки разрушенного Грозного, обломки зданий, кровь на асфальте, несчастные, оставленные без крова чеченцы. И цветная – продуманные художественные фотографии, например «Грозный в августе 2003» – просто мусорная свалка старых книг заполняет все пространство снимка, и в этом есть образ перевернутой жизни, отрицание старых ценностей, горького оплакивания утраченной стабильности.Больше всего фотографий из разных уголков России, и они-то как раз отличаются своеобразием и разнообразием. Совершенно разные темы привлекают фотографов. Вот русская баня в Риге – совсем голые мужики прямо на улице, шумное застолье во дворе под деревом, все оживленно приготовились к исполнению ритуала – после парных «ста граммиков». А вот театр даунов в Санкт-Петербурге – снимки не очень изобретательные, и тема явно взята лишь по причине ее «экзотичности» и «эпатажности». Зато подкупают красотой и правдивостью обычные снимки с Алтая – пастушеская жизнь, далекие горы в туманной дымке…Есть и здесь экзотика. Успев привыкнуть к спокойствию алтайской темы, останавливаешься у одной из фотографий с удивлением.В центре композиции – окровавленный младенец, к нему со всех сторон тянутся руки, на дальнем плане чьято черная страшноватая голова с рогами… Это, оказывается, «Лечение младенца кровью черной козы» – народная алтайская медицина.Не берусь судить, дает ли фестиваль представление о том, какие темы привлекают сегодня фотографов во всем мире. Но несомненно одно, и тут можно сослаться на слова представителя фирмы «Canon» в Москве, спонсировавшей международные фотофестивали в Москве: «Фотоснимки становятся все более качественными, и эта экспозиция демонстрирует очень высокое качество съемки и печати».Харри Сикл (так зовут представителя Canon) объяснил и целых три причины, по которым его фирма принимает столь активное участие в «Интерфото». Первая причина – это, конечно, желание продвинуть российские фототаланты на международный рынок. А вот вторая – чисто рыночная: за последние сто лет фотография развивалась прекрасно, а вот что с ней будет еще лет через десять? Найдутся ли люди, готовые платить деньги за удовольствие заниматься фотографией, если альтернатив фотосъемкам с развитием технического прогресса будет появляться все больше и больше? Еще и поэтому надо всячески рекламировать последние технологии фотодела. Вот и третья причина – фирма «Canon» продемонстрировала все новинки техники, воспользовавшись тем, что на выставку (в рамках которой, кстати, состоятся и лекции, и творческие встречи, и слайд-показы) придут, наверное, все, кто имеет отношение к фотографии. А потом экспозиция поедет по крупнейшим городам России.

amp-next-page separator