СТРОИТЕЛЬНАЯ МАРКА ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Общество

Строительное управление № 19, входящее в акционерное общество «Горнопроходческих работ № 1», – одна из старейших строительных организаций не только Москвы, но и всей страны. Именно эта организация в сложный период перестройки и реформирования строительного комплекса России одной из первых приняла участие в обновлении столицы, а опыт и профессионализм сотрудников, мощный технический потенциал и новации в области горнопроходческих работ стали важными составляющими московского строительства. СУ-19 принимало участие в возведении таких известных строительных объектов, как торговый комплекс «Охотный Ряд», деловой центр ММДЦ «Москва-СИТИ», подземный паркинг на площади Революции и в работах на участке внутригородской кольцевой магистрали 3-го транспортного кольца от Волгоградского проспекта до Проломной заставы при строительстве Лефортовского тоннеля. Для любой строительной организации участие в стройках подобного масштаба – это не только возможность продемонстрировать свой класс, но еще и большая ответственность.На протяжении всей своей истории СУ-19 активно работает в Москве – как на окраинах, так и в историческом центре города. За это время компанией накоплен богатейший опыт возведения в современном мегаполисе масштабных подземных сооружений в сложных гидрогеологических условиях. Профессиональная деятельность коллектива СУ-19 обеспечивала высокую надежность всех сдаваемых сооружений и сохранность столичных памятников архитектуры.Специфика деятельности организации не меняется уже десятки лет, горнопроходческие работы остаются приоритетными для управления. Поэтому основная задача СУ – это строительство подземных инженерных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность зданий теплом, газом, водой, а также сооружение канализационных трубопроводов и водостоков.Строительное управление № 19 традиционно возглавляли высококлассные специалисты в области подземной проходки.Эти люди успешно сочетали профессиональные навыки горных инженеров и опытных руководителей: Климов Д. Б., Болотин Николай Васильевич, Иванов-Тарасов Евгений Васильевич, Вергасов Леонид Данилович, Лернер Валентин Григорьевич, Синицкий Георгий Маркович, Оренбург Михаил Юльевич, Неретин Валерий Васильевич, Левченко Александр Николаевич, Тонконогий Михаил Львович – это те, кто создал и упрочил производственный фундамент организации, сохранив лучшие строительные традиции.Валентин Григорьевич Лернер возглавил строительное управление в 1971 году. Этот период был временем активного внедрения самой современной техники и технологий, освоения в Москве новых территорий под застройку. В 1967 году я стал заместителем главного инженера. Затем несколько лет исполнял обязанности главного инженера. В тот период СУ-19 возглавлял выдающийся руководитель и инженер Леонид Данилович Вергасов, с которым я проработал до 1970 года. Этот человек был для меня не только руководителем, но и, несомненно, самым настоящим учителем, от которого я получил много профессиональных навыков и знаний.Леонид Данилович не делил собственную жизнь на личную и общественную, он настолько был растворен в работе, что практически жил в управлении. Спал в своем кабинете, на плитке готовил завтрак и ужин. Поэтому директор нас буквально провожал домой и встречал. Такая самоотверженность руководителя позволила предприятию в самый короткий период начать техническое перевооружение, активно внедрять самые современные технологии. И подобной самоотдачи он требовал, конечно, и от подчиненных. Поэтому для всего руководящего звена работа до позднего вечера и без выходных была в тот период обычным делом.СУ-19, с приходом Вергасова стало по-настоящему мощным и высокопрофессиональным управлением горнопроходческих работ. Благодаря его стараниям в организации появились различные средства механизации и первые электровозы, внедрялись большие проходческие щиты. Когда я только пришел в СУ мастером, а это был 1959 год, возглавлял управление Болотин Николай Васильевич. Тогда самыми большими были 2-метровые проходческие щиты, причем их обслуживание, в том числе и вывоз тележек с породой, производилось исключительно вручную. Это была практически архаичная работа. Поэтому можно представить, какую революцию в столичном горном деле произвел Вергасов.Так, с его приходом впервые появились проходческие копры (а раньше работали на проходческих кранах), стали внедряться механизация разработки забоя, автоматизированная откатка породы на поверхность и др. Поэтому неудивительно, что со смертью Леонида Даниловича Вергасова в профессиональной среде проходчиков нам предрекали спад в производстве и уменьшение темпов развития строительного управления. Но этого не произошло, и я думаю, потому, что этот человек внес небывалый задел в наш горняцкий труд, создал команду единомышленников и настоящих профессионалов. И развитие СУ-19 не только не остановилось, а постоянно, словно маховик, раскручивало свой профессиональный успех совместно с ГПР-1.Когда в 1971 году я возглавил организацию, СУ-19 было наиболее мощным строительным подразделением ГПР-1. Вначале оно входило в комплекс дорожно-мостового строительства, а затем в «Главмосинжстрой». Как при Вергасове, так и после наши специалисты постоянно разрабатывали и внедряли технику и технологии собственных разработок, а также брали лучшее со стороны. За свою активную изобретательскую деятельность многие специалисты управления и его руководители были удостоены правительственных наград и многочисленных медалей, награждены дипломами ВДНХ.В этот период у нас было до 30 строящихся объектов. Работа была самая разнообразная. Это и отделочные работы, деятельность, связанная с обустройством тоннелей, а также создание и устройство железобетонных «рубашек» и многое другое. Наряду с традиционными технологиями мы постоянно внедряли новые методы работ, обкатывали новые технологии и технику. Такая активность была свойственна инженерному составу управления как в те времена, так и сегодня, и является профессиональной особенностью всех поколений руководителей СУ-19.В период, когда я возглавлял управление, наша организация участвовала в освоении территории для строительства здания Совета министров на Краснопресненской набережной. На месте, где сегодня располагается Белый дом, протекал Краснопресненский ручей, и наши специалисты участвовали в его перекладке. Мы делали проходку 4-метровым щитом и переложили речку в новое русло. В 1972–73 гг.СУ-19 выполняло масштабные работы на Красной площади и территории Московского Кремля, участвовало в строительстве Новолюберецкого канала. Так сложилось, что самые сложные работы в исторической части города доверялись именно СУ-19. В то время когда я возглавлял СУ19, мы внедрили кессонную проходку – это особая технология работы в забое под сжатым воздухом, в условиях слабого грунта, насыщенного водой. Это был первый опыт в практике нашего треста и управления. Осуществлять все эти сложнейшие проекты нам помогало то, что в нашем управлении подобралась сильная инженерная команда единомышленников.И сегодня, спустя столько лет, я могу точно сказать, что СУ-19 – это моя настоящая производственная колыбель. Я прошел большой производственный путь от мастера до руководителя и о тех десяти годах, которые отданы управлению, я не жалею, поскольку за это время мною получена настоящая профессиональная закалка.В 1973–74 гг. СУ-19 возглавил Георгий Маркович Синицкий. Наше управление было одним из крупнейших строительных управлений города как в техническом и технологическом плане, так и по людским ресурсам. В условиях, когда мы увеличивали работы по тоннелестроению, нам пришлось отдать в другие строительные организации вначале около 300, а затем еще 200 человек. Даже после такого деления в управлении оставалось более 1000 человек. Поэтому можно представить, какой уровень и масштаб задач ставились перед нами.Поскольку мы были наиболее крупным управлением, то в 1972 году нам поручили участие в реконструкции Красной площади с использованием проходческих щитов большого диаметра. А самые крупные диаметры тоннелей тогда приходились именно на СУ-19. Инженерный состав предприятия продолжил освоение тоннелей диаметром 4,0 м с использованием прессбетона, за что разработчики, среди которых был и Л. Д. Вергасов, получили Государственную премию. В период работы с Валентином Григорьевичем Лернером наше управление построило коммуникационный тоннель под жилыми домами и зданиями в центре Москвы, стартовав в районе Гостиного Двора, пройдя под Китайгородской стеной и выйдя в районе «Метрополя». Это была сложная и уникальная работа. Затем специалисты управления этим тоннелепроходческим комплексом построили восточный канализационный канал. А завершили работу этим комплексом мы в районе проспекта Вернадского и МГУ. Строительство тоннеля – это не просто проходка, это еще и его обустройство, поэтому наши специалисты осваивали новые методы работ и создали технологию прессбетона на 2-метровом щите. Тогда одновременно работало много щитов большого диаметра, наши специалисты построили и освоили несколько канализационных тоннелей в районе Владимирских улиц. А обустройство этих тоннелей осуществлялось в виде железобетонных рубашек. Работа на большой глубине, в сложных геологических условиях и в условиях плотной городской застройки – это традиции работы СУ-19.Поэтому самые сложные коллекторы в центре города выпадали на долю нашего управления. Все руководители, включая меня, проводили и ведут сегодня сложнейшие разноплановые строительные работы.Вспоминая то время и оценивая деятельность коллектива проходчиков, хочется сказать, что он был усилен великолепными бригадами шахтеров-туляков, истинных проходчиков. Эти специалисты стали своеобразным ядром коллектива. Но в нашей работе достижение цели обеспечивали, конечно, все сотрудники управления: токари, фрезеровщики и слесаря, работавшие в механическом цехе. Они выполняли уникальные проекты по созданию новой техники, дорабатывая оборудование от заводов-изготовителей. Были сильны и центральные управленческие отделы.СУ-19 всегда отличалось прямыми и открытыми отношениями между людьми. Горняцкий труд сближает, и со временем у людей возникает высокое чувство ответственности за коллегу. В управлении всегда было много людей, влюбленных в свою профессию, бескорыстно преданных своему делу. Поскольку режим работы был жесткий и много времени отдавалось работе, то лишних людей здесь не было или же они не задерживались. Поэтому неудивительно, что из управления вышло много отличных руководителей и технических специалистов. И вспоминая то время, могу откровенно сказать, что у меня остались самые теплые воспоминания о работе в СУ-19.Практически с момента перестройки строительное управление возглавил Александр Николаевич Левченко. И хотя этот период был не самым легким в истории организации, но именно в это время и СУ-19, и ГПР-1 в целом переживают свое второе рождение.А. Н. Левченко: СУ-19 – организация с очень давними и прочными традициями. В управлении работали такие видные руководители и инженеры в области строительства инженерных коммуникаций, как Л. Д. Вергасов, В. Г. Лернер, Е. В. Иванов-Тарасов, В. В. Неретин. Из числа руководящего состава управления вышло много специалистов и управленцев, которые успешно работали или возглавляли другие строительные организации. Это В. В. Кубышкин, З. А. Тухель, В. В. Неретин.СУ-19 всегда было самым большим управлением в Москве, численность его работников колебалась от 600 до 1,5 тысячи человек в зависимости от объема работ, важности и сложности заказа. Поэтому вся самая ответственная работа поручалась именно нашему коллективу. А коллектив был образован в свое время из тульских шахтеров. Так, с подмосковного угольного бассейна после закрытия ряда угольных шахт много специалистов приехало в Москву. И на этой базе создавался новый коллектив СУ-19.Как известно, шахтеры очень ответственные люди, четко выполняющие свою работу. Поскольку их деятельность связана с риском для жизни и постоянной опасностью, то здесь не должно быть промахов. Высокое чувство ответственности и большой профессиональный потенциал стали той цементирующей основой, на которой создавался коллектив управления.Когда в 1978 году после окончания Тульского политехнического института я пришел в СУ19, то начал свою трудовую деятельность в качестве горного мастера. Поэтому не понаслышке знаю, что все шахтеры – люди трудолюбивые. Они никогда не закончат раньше смену, не бросят дело на половине. Закрепить забой, убраться и подготовить смену для других – это не просто профессионализм, но и важный принцип в нашей работе. Это дисциплина, от которой зависит собственная жизнь и жизнь твоих товарищей. Поэтому успешная деятельность СУ19 основана не только на передовой инженерной мысли, но и на сильных шахтерских традициях.Из значимых объектов, в строительстве которых я участвовал в этот период, хочется прежде всего отметить сооружение коммуникаций по Пушечной улице и Лубянской площади, крупную реконструкцию Старого Арбата, где наше управление участвовало в перекладке коммуникаций. Там мы работали двумя щитами диаметрами 4 и 2 метра. Параллельно этому строили 8-этажный подземный гараж на ВДНХ. Чтобы представить размеры работ, скажу, что глубина котлована составляла около 30 метров и на его месте был построен гараж более чем на 2000 мест. Эта работа была уникальна не только по своим масштабам, но и по сложности.Здесь впервые в СССР использовалась технология «стена в грунте». Это было первое сооружение в Москве таких масштабов. И здесь мы получили замечательный опыт, который нам очень пригодился в дальнейшей работе.Благодаря такому опыту мы участвовали и выиграли тендер на строительство торгового центра на Манежной площади. Здесь СУ-19 было генеральным подрядчиком, и мы за 3 года построили этот объект, в то время как иностранные компании, которые претендовали на этот объект, предполагали построить его за 7 лет. В основном работа на такой стройке для нас не была новой, технологии «стена в грунте» и монолитное строительство мы к этому времени уже освоили. Главная сложность заключалась в особой геологии, близости воды и, конечно, в необходимости осуществлять работы в самом центре города и в непосредственной близости от метро. А поскольку работа велась рядом с Кремлем, то Владимир Иосифович Ресин называл ее «операцией на сердце».Благодаря нашему инженерному потенциалу мы смогли построить этот объект быстро и качественно. Работа была очень ответственная и серьезная, поэтому приходилось оставаться на стройке сутками.СУ-19 всегда было своеобразным арьергардом «ОАО ГПР-1». В это время в управлении работало около 1,5 тысячи человек. И благодаря тому, что мы смогли быстро набрать необходимые квалифицированные кадры, управление не остановило ни одной городской стройки. Уровень ответственности, с которым приходилось сталкиваться на строительстве Манежа, определял и тот факт, что строительство курировал мэр города Юрий Михайлович Лужков, а на сдачу объекта приехал лично президент РФ Борис Николаевич Ельцин. После успешного завершения работ нашему управлению поручили строительство центрального ядра «Москвы-СИТИ».Для создания транспортной инфраструктуры к «Москва-СИТИ» ведется специальная ветка мини-метро от Киевского вокзала. На крупнейшей столичной стройке нами была построена самая длинная замкнутая стена в грунте протяженностью 1800 метров. На этом объекте строителям приходилось сталкиваться с разнообразной геологией – так, проводились работы в известняке и плывунах, а глубина котлована составляла 20 метров. Кроме этого, строительство велось буквально в 100 метрах от Москвы-реки, но при этом вода на объект не попала, и это говорит о высоком качестве выполняемых работ.Среди важных объектов хочется отметить строительство сложного подземного перехода через Садовое кольцо в районе Малой Дмитровки. Нам пришлось работать в условиях активного городского движения и с большим количеством коммуникаций. Кроме этого, специалистами управления был построен большой коллектор в районе Балаклавского проспекта щитом диаметром 5,5 метров на глубине 25 метров.Конечно, производственные трудности не могли сравниться с трудностями, которые мы испытали во время перестройки. Это не только структурные изменения в экономике, но и ломка сознания, когда формируется новое понимание задач для себя и всего коллектива. Выстоять во время перестройки нам помогло то, что в нас нуждались. Мы не только не развалились, но и не потеряли ни одной копейки. Кроме того, мы постоянно наращивали свой технический потенциал, в это время был приобретен собственный бетонный завод, специальная фрезерная землеройная машина. Другим важным фактором, который позволил нам сохранить себя, стал сплоченный высокопрофессиональный коллектив. Наших работников объединяли не только единство задач и нелегкий горняцкий труд, но и развитая преемственность, забота о ветеранах и молодых специалистах, создание хороших условий труда и достойная зарплата.У нынешнего руководителя СУ-19 не менее важные и ответственные задачи, город постоянно растет и расширяется, требует современных коммуникаций и новых методов в строительстве. Руководитель строительного управления Михаил Львович Тонконогий уверен в высоком техническом и интеллектуальном потенциале своей организации. Специалисты управления востребованы сейчас на самых сложных и ответственных строительных объектах столицы. Это подтверждает и тот факт, что восстановление уникального исторического сооружения, такого как Манеж, доверено именно коллективу СУ-19.М. Л. Тонконогий: Как и большинство инженерного и руководящего состава СУ-19, я учился в Московском горном институте, а после его окончания в 1984 году впервые пришел в систему ГПР1. С тех пор вся моя трудовая деятельность и моя жизнь крепко связаны с работой нашего управления. Прежде чем возглавить управление, я прошел весь трудовой путь – от горного мастера до руководителя. И в этом, пожалуй, главная специфика нашей организации. Такой путь проделали многие из бывших директоров СУ-19, поскольку без понимания сути всех горнопроходческих процессов и инженерных особенностей нашего дела, а главное – без знания труда горняков изнутри сложно эффективно работать в нашей отрасли.Управление всегда было мощным строительным подразделением в системе ГПР-1, и непосредственно в СУ-19 работали опытные и квалифицированные инженеры. Мне повезло работать под руководством Александра Николаевича Левченко – настоящего профессионала, высококвалифицированного горного инженера и умелого руководителя. Вся история управления связана с постоянным обновлением и наращиванием технического парка.Но это время было особенным, поскольку в этот период активно внедрялись различные передовые строительные и инженерные технологии, в том числе «стена в грунте», щитовая проходка больших диаметров, микротоннелирование, монолитное строительство. Это был сложный и интересный период, поскольку приходилось, да и до сих пор приходится посвящать работе практически все время.Поэтому неудивительно, что усилия коллектива по внедрению и освоению новых технологий были отмечены медалями ВДНХ, государственными наградами, премиями и различными сертификатами.За время работы в управлении бок о бок с лучшими инженерами отрасли я не только приобрел неоценимый строительный опыт, но и получил удовольствие от общения с талантливыми и по-настоящему интересными людьми. Работая в должности главного инженера управления, я курировал строительство ряда важных и значимых для города объектов, среди которых: канализационный коллектор от гостиницы «Метрополь» до Котельнической набережной, проходивший под городской застройкой на глубине 40 метров, пешеходный переход под Садовым кольцом у Долгоруковской и Большой Спасской улиц. Интересной и ответственной была работа на участке 3-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта.В настоящее время СУ-19 ОАО «ГПР-1» работает над выполнением городского заказа «Реставрация Центрального выставочного зала «Манеж» и готово сдать этот важный исторический объект в намеченные сроки.Хочется также отметить, что за много десятилетий своего существования управление не только не затерялось среди многочисленных строительных организаций Москвы, но из года в год развивается и добивается очередных производственных успехов. И я считаю, что главная заслуга в этом принадлежит трудовому коллективу — инженерам и горнякам. Поэтому я твердо уверен в том, что и в будущем СУ-19 будет так же эффективно развиваться и наращивать свой экономический потенциал.

amp-next-page separator