С ПЛАТОЧКОМ ДЛЯ СЛЕЗ
Начинается фильм, правда, спокойно, неброско, хотя и красиво. Загородная клиника, особняк, озеро, лебеди… Пожилой представительный мужчина навещает статную пожилую даму, знакомится и мягко, но настойчиво предлагает почитать книгу. Дама не успевает отказаться, а когда услышит первые страницы – не захочет: история любви, которую не то читает, не то рассказывает по памяти визитер, проста и красива, но притягивает слушательницу еще чем-то необъяснимым. Может, тем, что она похожа на ее собственную историю любви? Но пока нам не до этого – на время мы забываем про стариков и с удовольствием наблюдаем рассказываемую историю на экране.С удовольствием – от уважительной достоверности костюмов, причесок, машин и интерьеров, цвета самой пленки, уносящей к фильмам 30–40-х, от энтузиазма и легкости молодых актеров, напоминающих этим своих собратьев более чем полувековой давности.Начало 40-х. 17-летняя Элли приезжает с родителями летом в Сибурн на каникулы перед поступлением в колледж. У нее идеальное образование и примерное воспитание: фортепиано, французский язык, теннис. А влюбиться этим летом ей пришлось в Ноя – бедного плотника, без образования и особых надежд на блестящую карьеру. Но только вместе они живут полной жизнью, радуются и удивляются миру вокруг и себе. Так думают они, а вот ее родители считают, что взрослеть приходится каждому. А значит, и ей предстоит понять, что летний роман – это еще не вся жизнь. Мать запрещает Элли видеться с Ноем и увозит ее на север. А потом начинается война: Ной уходит на фронт, Элли работает сестрой милосердия в госпитале. После войны она соберется замуж за одного из подопечных раненых – красивого и образованного, который оказался к тому же богатым и перспективным. Но накануне свадьбы Элли решит навестить свою первую любовь. Думает попрощаться с Ноем, но окажется, что за эти годы любовь не ушла, и ей придется снова выбирать, мучиться, отчаиваться и сомневаться.Мелодрама как мелодрама, вроде бы ничего особенного. Снята по роману популярного и самого экранизируемого американского писателя Николаса Спаркса.Однако же банальности вроде «богатая и красивая», «честный и бедный», «судьба разлучила нас, но я буду любить тебя всегда» и даже «построю в твою честь дом, вдруг ты когда-нибудь ко мне приедешь» – совсем не раздражают. Может, потому что бедный Ной сыгран Райаном Гослингом (запомнившимся после фильма «Фанатик»), внутренне сильным, глубоко чувствующим, но не экзальтированным. Может, потому что авторы не эксплуатируют тему Второй мировой войны для большего трагического эффекта в отношениях героев. Но скорее всего потому, что история молодых героев все время прерывается историей двух стариков в клинике, и акценты с красивых и приятных воспоминаний переходят к загадочному и как-то томительно судьбоносному настоящему. Эти двое красивых пожилых людей притягивают внимание, именно в них спрятаны отгадки фильма.Что это за герои? Кем они приходятся друг другу? Эти два вопроса делают фильм сродни детективу и выводят простую мелодраму «Дневник памяти» на другой уровень, где любовь стариков трогает больше, чем страсть молодых (тут посвящать в подробности так же обидно и неприлично, как бывает обидно и неприлично рассказывать развязку детектива), где двух часов фильма почти не замечаешь, а чуду, которое случится в финале, веришь.Новый фильм Ника Кассаветеса, снявшего снова в главной роли собственную маму Джину Роулэндс, когда-то звезду фильмов его отца, Джона Кассаветеса, – мелодрама, выходя с которой можно встретить даже растроганного критика.