РУКОВОДИТЕ НАМИ НЕЖНО И СО ЩЕДРОСТЬЮ!
Навскидку, без глубинного проникновения в тему, казалось: ну, допустим, Константина Райкина волнует: отойдет ли ему в вечное пользование театр «Сатирикон», Александра Калягина – дадут ли достроить новое здание его театра, не проплывут ли деньги «мимо кассы». Юрия Соломина, предположим, беспокоит: не заставят ли сокращать огромную труппу Малого театра, а Генриетту Яновскую – не придется ли опять в МТЮЗе ставить эти ненавистные детские спектакли.Ведь все эти люди – большие реформаторы, но реформ почему-то ах как боятся. И правильно. Суть этих опасений, вернее, недоверие к людям, их совершающим, высказал Марк Захаров: «За что ни возьмутся – не получается. Хуже всего, что проводить задуманные преобразования будут те же самые знакомые нам люди».Театральные деятели боятся того, что и на их деятельность будет распространяться правительственный пакет законов «О реорганизации государственных и муниципальных учреждений социальной сферы», согласно которому театры подпадут под одну из трех предложенных им форм «ведения хозяйства».[b]Варианты такие:Первый:[/b] они могут стать автономными учреждениями (АУ). ЗаАУкаешься вертеться! Нечто вроде бродячей труппы: за все плати сам, гуляй – не хочу! За аренду сцены, костюмы, декорации – плати. Твори свободно и раскованно, но помощи – шиш. театры могут стать государственными (муниципальными) автономными некоммерческими организациями (ГМАНО). То есть приватизируй театр, бери его имущество на правах собственности и выкручивайся сам – ставь кассовые мюзиклы до одурения. Правда, пока реформа еще не завершена, а то ведь и здание могут не отдать…Наконец (), театры могут превратиться в какие-то хозяйственные общества.Конечно, многозначительное ГМАНО устроило бы многих, но тогда театры обязаны будут иметь не просто учредителей, а попечительский совет из представителей власти и общественности. Замучаешься с ними репертуар утверждать, почище всякого застойного министерского реперткома могут оказаться! Да и формы своего существования не театры будут выбирать, а власть.Объединяет же всех мастеров большой театральной культуры в первую очередь страх, что им перекроют доступ к закрытым внебюджетным счетам. Злорадствовать здесь нечего. Все толковые театральные руководители за годы реформ и революций научились своим обаянием, недюжинным талантом, мастерством и хитростью добывать для собственных театров деньги. Из них они платят зарплату актерам, делают ремонт, закупают аппаратуру, приглашают режиссеров...А покажи эти деньги тем, кто тебя опекать станет, чиновникам разным, – конец денежкам, каюк театру. Приватизировать-то «Сатирикон» Райкин сможет, а вот на зарплату для труппы где денег взять? Театральные деятели – Калягин, Райкин, Яновская, Захаров, Соломин, Фокин и др. – обратились с меморандумом к президенту Владимиру Путину, председателю правительства России Михаилу Фрадкову и в ЮНЕСКО. Мэр Москвы Юрий Лужков обещал помочь в меру своих немалых сил довести его до сведения президента, от которого театральные деятели требуют, чтобы без учета их профессионального мнения никаких решений и законов по театрам не принималось. А ЮНЕСКО просят признать Российский репертуарный театр величайшим нематериальным художественным достоянием страны.Не поздно ли спохватились? Сначала актеров антрепризами и рекламами развратили, а теперь о ценностях вспомнили! Попробовал бы кто-то из «Комеди Франсез» в рекламе сняться! Их актерам даже в кино сниматься запрещено. Ну а уж о мюзиклах или фривольных пьесах-однодневках там даже и думать неприлично. Только классика высокой пробы на этой великой сцене идет, и в основном своя, французская. И от Мольера никто еще за 300 лет не устал.Вчерашняя встреча деятелей театра у Михаила Швыдкого была не столь пылкой, как предыдущая. Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии заверил: «Театральные реформы никто не проводит, никаких изменений в 2005 году не будет, и театрам ничего не грозит. Предполагается расширение изменения набора организационно-правовых форм, но театры будут сами решать, в какой из них им удобно работать. Учреждения, которые не захотят изменений, будут получать такую же дотацию и жить, как жили».Недоверчиво-революционный Валерий Фокин сделал свои выводы: «Все равно надо создать нашу театральную комиссию. Если какие-либо реформы начнут разрабатывать, чтобы было учтено и мнение профессионалов, тех, кто знает театр и работает в нем».Михаил Швыдкой предложил разослать по театрам документы проекта, чтобы руководители театров изучили его. А он сам готов договориться о встрече с министром финансов РФ по обсуждению волнующих театральных деятелей вопросов.Кстати, вы заметили, что в эти дни на телеэкранах среди театральных деятелей не было Олега Табакова? Почему? Константин Райкин рассказал, что первыми о проектах театральных реформ прознали он (Райкин), Олег Табаков и Александр Калягин. И решили всколыхнуть общественность.Но, видно, по словам Райкина, кто-то умный объяснил Олегу Павловичу, что негоже лезть туда, где все решено. А вот ему, Райкину, с рассекречиванием внебюджетного счета – хоть в петлю лезь. Никакая приватизация не поможет театру выжить.«Объединяться нам надо», – твердил Константин Аркадьевич два дня подряд. Но если завтра ему кто-нибудь предложит хорошее и пока неизвестное решение проблемы театральной реформы, причем не общее, братское, а индивидуальное?Короче, процесс «завис», как объевшийся вирусами компьютер. Все похоже на мой любимый анекдот: «Приходит телеграмма с текстом: «Волнуйтесь. Подробности – письмом».