Реформа призвана исправить «кривую» экономику в ЖКХ, при которой бедные финансируют богатых
– Цель реформы состоит не в том, чтобы ликвидировать кризисные явления в жилищно-коммунальной сфере. Основная ее задача в формировании заинтересованного отношения к содержанию и эксплуатации жилищного фонда москвичами. Я полностью согласен с Валерием Павлиновичем Шанцевым, что нельзя ставить вопрос о разделении собственности, пока не проработаны правовые аспекты управления жильем. Сегодня владелец квартиры не несет никакой ответственности за ее эксплуатацию, а от этого напрямую зависит техническое состояние дома.– Наши инженерные коммуникации действительно находятся в приличном состоянии, но это связано не с их возрастом, а объясняется грамотной эксплуатацией: кольцеванием теплообеспечения города, резервированием мощностей теплостанций и др. У нас внедрена система дистанционного контроля поступающих водоресурсов, в жилых корпусах оборудовано 277 пунктов учета тепла и воды.– Мы снова возвращаемся к прозвучавшей мысли: четкий учет ресурсов невозможен без системы управления жилищным фондом. Приведу один пример. Контроль поступления и потребления воды позволил установить факт значительной переплаты населением за нее Мосводоканалу.– Вполне реальная. В декабре жители Зеленограда за холодную воду платить не будут. Только это должно быть не волевым решением администрации города, как сейчас, а стать нормой, обязательным правилом хозяйственных отношений между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Огромное количество вопросов жители могут и вправе регулировать самостоятельно.– Те, которые пока решаются административно и не всегда своевременно. Скажем, капитальный ремонт жилого дома сегодня во многом зависит от субъективных факторов. Определяющим из них зачастую является умение местных властей доказать Департаменту финансов необходимость включения конкретного адреса в годовой план капремонта.– Во-первых, такое решение могут принять сами жители, если содержанием их дома занимается профессиональная эксплуатирующая организация. Во-вторых, информационная база жилищного фонда должна содержать не просто статистический учет объектов, но иметь объективную аналитическую информацию по техническому состоянию домов. Тогда принимаемые решения будут продиктованы логикой состояния дел и последовательностью действий.– Зеленоград в силу тех обстоятельств, о которых я сказал выше, пошел по пути формирования новых хозяйственных отношений в ЖКХ, и приобретенный опыт помог нам разработать определенный алгоритм последовательных действий по реализации поставленных правительством Москвы задач.– С созданием ЕИРЦ появилась технология, способная эффективно, с минимальными издержками для жителей проводить любые изменения в платежах. Следующее очень важное мероприятие – открытие персонифицированных счетов граждан для оплаты ЖКУ. Расчетные центры, выступая агентами аккредитованных банков, открывают москвичам целевые счета для расчетов за жилищно-коммунальные услуги, куда также зачисляются субсидии и компенсации по льготам из городского и федерального бюджетов. Это позволит оказывать адресную государственную поддержку гражданам в оплате жилищно-коммунальных услуг.– Аналогичные договоры между жителями, эксплуатирующей организацией и поставщиками услуг. Существующие сегодня договоры найма и на техническое обслуживание не определяют ответственности сторон по цене и качеству предоставляемых услуг, что делает граждан, в том числе и собственников, фактически бесправными, а значит, не заинтересованными в качественной эксплуатации и сохранении жилищного фонда. На деле это совсем не так, потому что цена квартиры напрямую зависит от технического состояния того дома, где она находится, и рыночная стоимость недвижимости определяется многочисленными факторами, в том числе и такими субъективными, как, например, вид из окна.– Сначала давайте ответим на вопрос: москвичи заинтересованы в исправлении «кривой» экономики или нет? Как ни странно, но нынешняя модель жилищно-коммунального хозяйства устроена таким образом, что социальные слои населения финансируют состоятельных граждан. Я не говорю об элитных домах, где владельцы квартир приобрели недвижимость по тем средствам, которыми они располагают, соответственно, расходы на его содержание компенсируют полным рублем. В данном случае речь идет о значительной части жилья муниципального фонда, где граждане купили недвижимость по рыночной стоимости, но расходы на ее содержание по-прежнему финансируются из городского бюджета. Причем размер дотации напрямую зависит от величины квартиры. Так не лучше ли направить эти деньги по прямому назначению – содержание и эксплуатацию, субсидии малоимущим москвичам, которые не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без помощи государства? – Знаете, административный ресурс может упростить решение проблемы, но конечный результат всегда определяют те люди, которые в этом непосредственно заинтересованы. У нас в Зеленограде есть подъезды, где граждане давно самостоятельно содержат свою недвижимость без ТСЖ. По форме это обычный муниципальный дом, а по сути — жители стали единомышленниками в стремлении коллективно управлять зданием в целом. Администрация города такую активность жителей, безусловно, поддерживает.Вместе с тем я убежден, что правовые гарантии для объединения жителей в ТСЖ, общины необходимы, их деятельность не должна основываться на альтруизме местных властей. Люди ожидают от нас реализации своих прав, но в отсутствие системы законодательных мероприятий им невозможно гарантировать право на самостоятельный выбор формы проживания в своем доме.– Отсутствие мотивации граждан к объединению вызвано рядом проблем. Среди них — неоднородность в уровне доходов, разобщенность различных социальных групп жильцов, недоверие людей друг другу, в результате чего сам факт избрания правления товарищества становится почти невозможным, и самое главное – сегодня в структуре жилищно-коммунальных служб практически нет квалифицированных менеджеров, способных профессионально эксплуатировать жилищный фонд объединений и товариществ.– Переквалифицироваться в управдомы – дело нехитрое. В отсутствии мотиваций, не связанных с экономикой, проблему не решить. Справедливая конкуренция может состояться только при обеспечении равных стартовых условий для всех участников конкурса.Скажем, в Зеленограде из 14 РЭУ 2 стали частными предприятиями. Безусловно, они стали работать эффективнее, но им досталось хорошее наследство, которое дает возможность даже при 60-процентном финансировании жить неплохо. Понятно, что они «обречены» на получение подряда практически при любых условиях.– Я так не считаю. В конечном счете при отлаженной технологии учета и расчетов в ЖКХ, четко определенных договорных отношениях, отсутствии бюджетных дотаций управляющим и эксплуатирующим организациям, при возможности получать государственную поддержку на свой персонифицированный банковский счет москвичи самостоятельно решат проблему: кому, сколько и за что платить. И поверьте, найдут самое оптимальное и правильное решение, потому что оно будет принято на основе личной экономической заинтересованности. Тогда по совокупности этих факторов и аргументов жители будут искать такие формы общественного объединения, которые соответствуют их финансовым возможностям и представлениям о качестве и уровне потребляемых услуг.– Итоговой картинкой наших размышлений стало, я бы сказал, ветвистое дерево цели. В его основе заложены возможности москвичей жить и обустраивать свой быт в соответствии с собственными представлениями, потребностями и средствами, имея при этом право выбора.– В Зеленограде вполне реально успешно работать в таком формате экономических и хозяйственных отношений через несколько лет, конкретно — спустя 3—4 года. При условии, разумеется, слаженной работы всех заинтересованных служб и с помощью жителей. Очень важно не замыкаться на своих наработках, а использовать региональный опыт.– Задача достоверного освещения в СМИ процесса реформирования ЖКХ архиактуальна. Многое будет зависеть от профессиональных, грамотных публикаций ваших коллег. Присоединяйтесь!