Анатолий Лысенко: На «ТЭФИ» я буду «болеть» за телезрителей

Развлечения

– Ну, слово «академия» и мне – не очень, а к званию «академик» в телевизонной сфере иначе как с изрядной долей самоиронии и относиться невозможно… Опять же академия академии рознь. Скажем, Росийская академия телевидения – это ведь, в сущности, жюри, которое решает, кому быть первым на той же «ТЭФИ».– Только за одну команду – телезрителей.– Это попытка собрать воедино то, что мы утратили. Мы все разбежались по своим «квартирам», выкинули собственные флаги, радостно наизбирали президентов, и результатом такой «детской болезни независимости» стала утрата общего телепространства. Утратили школу тележурналистики, опыт. Друг друга. В общем, прервалась связь времен. Теперь пришло время ее восстанавливать. Но восстанавливать не с позиций «старшего брата», который указует перстом, кому что надобно делать, а на равных. Мы просто не знаем, что происходит на наших пространствах, а ведь была блестящая школа документальной тележурналистики в Мурманске, великолепно делали музыкальные программы грузины и прибалты… Словом, наша цель – сохранить, собрать все, что у нас было, воссоздать единое информационное пространство стран СНГ и Балтии, наладить профессиональное обучение работников телевидения, систему стажировок и повышения квалификации, семинары и мастер-классы… Наша организация открыта для всех, кто в этом заинтересован. На нас тут даже уже наезжают – звонил Якубович и с обидой спрашивал, почему меня, мол, не включили, но мы принимаем всех… – Ну, во всяком случае, когда мы это обсуждали, никто не отказывался.– Считаю. Мнений своих не меняю.– Знаете, что я вам скажу – вещь, может быть, странную и крамольную, но этот канал сыграл на нашем телевидении, в общем-то, роль зловещую…– А очень просто: конечно, с одной стороны, это огромный плюс, но ведь и – интеллектуальная индульгенция другим каналам: раз есть «Культура», то мы можем отдыхать! И не делать ничего.– Конечно. Хотя есть и интеллектуальные передачи, тот же Гордон, которого я, признаться, не любил на радио, а вот то, что он делает сейчас, мне очень нравится… – А это, между прочим, очень здорово! Это высший пилотаж тележурналистики, может быть, помните, в свое время была такая передача «Это вы можете», вел ее Володя Соловьев, ныне, к сожалению, покойный. Так этот Володя по жизни не отличал винтика от болтика, ну никаких технических познаний, ноль. Но вот именно потому, что он ничего в технике не понимал, он делал потрясающую передачу! Ему самому было интересно – на полном серьезе, – он восхищался искренне теми, кто что-то умел, он ставил себя – не специально ставил, просто стоял – в этой картинке ниже тех, кто придумывал, изобретал… И вот потом, после его смерти, передача тоже умерла – потому что не могли найти ведущего. Приходили специалисты – но у них «глаз не горел», как у Володи… им было все понятно, все известно, и… скучно.– А я вам скажу – по моему разумению, журналистике ни на каких курсах вообще нельзя научить! Нельзя научить талантливо писать, снимать. Можно научить – да, – только основам ремесла. Ну а таланту… – В известном смысле, да. А что? Чем плохо ФЗУ? Между прочим, знаменитое пушкинское «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» – так ведь и продаже рукописей надо учить! – Ну и ответ будет ожидаемый: конечно, есть. Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя, верили в то, что все можно молниеносно решить… конечно, это все есть. Ностальгия по молодости. Как у любого человека.– Да кто вам такую ерунду сказал – «сад камней»?! Валяются просто два булыжника… я медитировать не умею, я вообще человек не созерцательный… – «Конечно же, нет, ответил лектор и медленно растаял в воздухе». На Стругацких вы меня не поймаете.– Знаете, смотрю. И очень много. Меня тут подрядили писать обзоры для одного издания. Смотрю. В основном, конечно, кнопками щелкаю, с канала на канал скачу.– Основное ощущение – идет тиражирование непрофессионализма. «Токовищ» – это я так токшоу всякие называю – развелось безумное количество. Когда-то это казалось потрясающим достижением – сидят люди и болтают, прямо как в Америке, но сейчас... вот уж вправду иной раз лучше жевать, чем говорить.Знаете, какая в металлообработке самая главная профессия? Высшая степень мастерства? Лекальщик. Тот, который делает лекала, образцы. По которым потом токари стараются. Так вот, токарей у нас навалом, а лекальщиков – нет.– В идеале – хотелось бы.[b]– Спасибо за беседу, Анатолий Григорьевич.ДОСЬЕ «ВМ»:[/b][i]Лысенко Анатолий Григорьевич, родился 14 апреля 1937 года в Винницкой области.В 1960 году окончил Московский институт инженеров транспорта и поступил в аспирантуру.На Центральном телевидении с 1957 года – внештатный автор, консультант, редактор и ведущий молодежных программ.В 1987 году создал программу «Взгляд» и стал ее руководителем.В 1990-м возглавил Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию – ВГТРК.Особые приметы – ненавидит, когда его называют «патриархом телевидения»: сразу, говорит, чудится что-то такое типа «выноса тела»…[/i]

amp-next-page separator