Шокотерапия в тайге

Развлечения

И то... Александр Филипенко, которого здешний народ просто обожает, продлил свой губернаторский мандат – Путин и местная Дума утвердили его на следующий срок. А Сергей Александрович...Похоже, он стал прямо-таки духовным владыкой на этой удаленной от столичных премьер земле. После многомесячной подготовки (напомним, что «Дух огня» горит третий год лишь благодаря северным спонсорам) смотр стартовал пафосно и красиво. Среди знатных гостей – как всегда, Александр Абдулов, помолодевший и весь в ослепительно белом (по слухам, очень уважающий охоту в местной тайге), Лидия Федосеева-Шукшина с серибристой шапкой волос, французская звезда Жан-Поль Барр, для которого открытие российского кинематографа и литературы стало большим откровением, 87-летняя Галина Водяницкая – актриса, сыгравшая Зою в одноименном фильме Лео Арнштама (кстати, к его столетию приурочена ретроспектива фильмов великого режиссера), как всегда юная, Вера Глаголева, неисправимый хулиган Александр Баширов, вечный друг детей Борис Грачевский и многие другие. А жюри возглавил режиссер из США Ирвин Кершнер («Никогда не говори «никогда», «Робот-полицейский-2» и др.), который был настолько потрясен ханты-манскийскими реалиями, что решил, что ошибся адресом: «Я сел на самолет в Калифорнии, чтобы лететь в Сибирь, а приземлился здесь. Что я вижу? Потрясающая архитектура, симфонический оркестр – неужели это Сибирь?» На открытии показали трогательный фильм Дени Аркана «Нашествие варваров». Всего же, включая конкурсные ленты, в номинациях «Спецпоказ», «Российские дебюты», «Канадские дебюты», «Мифы народов Севера», «Шедевры венгерского кино», «Детский клуб» будет показано около 180 картин.И не случайно на эмблеме фестиваля в этот раз кадр из канадского фильма –дево чка с кленовым листом. Эта страна, близкая нам по климату и ментальности, представила самую внушительную коллекцию фильмов и представительную делегацию, возглавляемую консулом – потому как с ХМАО Канаду связывает давнее и тесное сотрудничество.Именно канадской лентой «Твист» Якоба Тьерни открылся конкурсный показ. К популярному танцу –никак ого отношения, а вот к диккенсовскому герою Оливеру Твисту – самое прямое. Но канадский Оливер значительно старше английского и отнюдь не столь невинен.Да и Канада, оказывается, отнюдь не земля обетованная, а прямо скажем, та еще помойка. Во всяком случае, Торонто, в притонах которого обитают герои фильма, юные отбросы общества – мальчики-геи, проститутки-гомосексуалисты и наркоманы в одном флаконе. В общем, в фильме Тьерни, кстати, бывшего телевизионного актера с 20-летним стажем, – сплошная чернуха и безнадега.Чуть легчает, когда один из героев наконец всаживает пули в злодея-сутенера Билла (опять Билла!). Заметим, что все же камера останавливается в самых рискованных моментах (вроде секса между родными братьями). А сам режиссер, отвечая на вопрос о том, что заставило его взяться за столь шоковый материал, сказал, что проблема сексуального насилия стоит в канадском обществе чрезвычайно остро: «О таких случаях не сообщают из чувства стыда и опасности обвинения в гомосексуализме.«Твист» не в состоянии решить этот вопрос, но это проблема целого поколения – за рамками общества существует культура отчаяния».Достаточно минорной оказалась и лента француженки, также в прошлом актрисы, Лауры Дютелье «Нелли». Героиня Софи Марсо теряет сначала любовь, а потом и самого мужа.Три дня проводит она рядом с его телом – и частная драма вырастает к финалу до метафорического гимна жизни. Дютелье увидела Марсо в картине «Говорите со мной о любви» и поняла, что она станет идеальной Нелли – женщиной, которая всю жизнь ходит по лесу: «Я считаю, что это великая актриса». Фильм не прост – как не проста сама тема смерти и «жизни трупа», на которую в кино наложено негласное табу.«Мое бессознательное здесь говорит очень сильно, – поясняет Дютелье. –Что мы делаем с нашими мертвецами? На Западе осталось очень мало ритуалов, священники сидят без работы – люди быстро умирают в больницах, их быстро сжигают или заливают бетоном. Мертвые стоят больше...» Эти фильмы поборются за главные призы –«Зо лотую» (50 тысяч долларов США), «Серебряную» (15 тысяч долларов) и «Бронзовую (10 тысяч долларов) тайгу».Приз зрительских симпатий получит лучший дебютный фильм России за 2004 год. Он присуждается по результатам зрительского голосования. Это почет и пять тысяч долларов США в придачу. За него уже начали борьбу поэтический «Остров возрождения» Р. Абдрашева – история казахских Ромео и Джульетты, «Апокриф: музыка для Петра и Павла» – непростые отношения Чайковского со своими родственниками (см. «ВМ» от 19 января с. г.). Еще – великолепное «Время жатвы» Марины Разбежкиной и мистическая «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, а также детская сказка Теймураза Эсадзе «Лесная царевна», пылкая «Чердачная история» Галины Евтушенко – love-story снайпера в роковой октябрь 93-го, черно-белая драма Арменака Назикян «Срочный фрахт» – о жестокости и алчности «акул капитализма».Вера Глаголева представила 16 минут из своего нового проекта «Заказ» с Александром Балуевым и Натальей Вдовиной. Наконец, все расслабились на концерте Бориса Гребенщикова. Потряхивая своей козлиной бородкой, рок-гуру с намеком спел вчера в самом большом зале Ханты-Мансийска, окуренном восточными благовониями, о том, что «мертвые матросы не хотят спать» и о том, что, «как в старом кино – пора обращать воду в вино»...Кто бы спорил. А впереди – явление «Зверей» и «Би-2»...Словом, нашествие столичных варваров в тайгу продолжается...

amp-next-page separator