Земля — горожанам

Общество

Каким быть новому закону? По каким правилам предстоит пользоваться, распоряжаться главным богатством города? Шеф-редактор «Москвы имущей» беседует с [b]руководителем Московского земельного комитета Виктором ДАМУРЧИЕВЫМ.— Виктор Назарович, чем обусловлена актуальность принятия закона Москвы «О землепользовании и застройке в Москве»?[/b]— С принятием Земельного кодекса и других федеральных законов по имущественно-земельным отношениям, по существу, начался переход на новые принципы землепользования.Действовавшие в условиях почти десятилетнего федерального правового вакуума правовые акты Москвы, регулирующие земельные отношения в городе, требуют отмены или корректировки. Не менее сотни из них регулируют такие важные вопросы городского землепользования, как формирование земельных участков, количественный и качественный учет земель, регистрация прав на землю, кадастровая оценка земель. С учетом нового федерального законодательства 40 нормативных актов надо отменять — они утратили силу.Однако при реализации в столице Земельного кодекса необходима, я бы сказал, разумная осмотрительность. Главное — сохранить условия функционирования города как единой, целостной системы.— Чтобы этого не произошло, необходимо принять такие нормативные правовые акты, которые защитили бы интересы города, определили размеры земельных участков, предоставляемых в собственность, обеспечили резервирование земель для городских нужд.В проекте предлагается такая система земельных платежей, которая позволит на основе показателя рыночной стоимости земли перейти к рыночным методам регулирования земельных отношений и обеспечит соблюдение баланса интересов собственников земли и арендаторов.— Невозможно регулировать земельные отношения в городе, не касаясь вопросов градостроительства. Как только из названия исчезнет слово «застройка» — его можно смело направлять аграриям. Ценность городской земли определяется не плодородием.Основанием для подготовки законопроекта послужили нормы Земельного и Градостроительного кодексов, относящие регулирование землепользования и застройки как взаимного процесса к компетенции субъектов Федерации.Над проектом закона работала специально созданная рабочая группа, проводились консультации со специалистами правового управления правительства Москвы, с ведущими учеными и научными учреждениями в области права и других городских организаций.— Практика последних лет доказывает, что сложившийся в Москве порядок земельных отношений в полной мере обеспечивает защиту прав землепользователей и арендаторов, рост доходов от использования земли. Это стабильный источник финансирования инвестиционных программ, доходной части бюджета города.Достаточно сказать, что с 1991 года по настоящее время Московским земельным комитетом оформлено и зарегистрировано более 80 тыс. договоров аренды и безвозмездного временного пользования, госактов и планов земельных участков. В 2002 году платежи арендаторов увеличатся по сравнению с 1996 годом почти в 15 раз и достигнут 6,3 млрд. рублей.Однако вновь принятые федеральные законодательные акты обязывают нас привести существующую в Москве законодательную и нормативно-правовую базу в соответствие с федеральной. При этом новый проект закона не дублирует Земельный и Градостроительные кодексы, а лишь регулирует порядок их применения в столице.— Прежде всего, в его тесной связи с градостроением. Закон требует, чтобы все собственники земель следовали городским градостроительным нормам и правилам землепользования. Иначе слаженно работающий механизм жизнеобеспечения города может быть разрушен. Определяются единые правила пользования земельными участками в городской черте. Закрепляется положение о том, что даже после разграничения собственности на федеральную и городскую все вопросы распоряжения земельными участками решаются городом, и никем другим.Приоритетной формой использования городских земель названа в законе аренда. А временные (быстровозводимые) сооружения — исключительно в аренду не больше, чем на 5 лет.— Размер платы будет определяться, исходя из кадастровой стоимости земель. Новый закон не приведет к уменьшению поступлений средств в бюджеты всех уровней.— Действительно, предложенная российским правительством 30-кратная ставка земельного налога ставит город в довольно сложное положение. Мы подготовили обращения в правительство РФ, в Министерство имущественных отношений, где предложили считать эту ставку нижней точкой отсчета, не ограничивая верхний предел.— Да, отсутствие у землепользователя документа о праве пользования землей теперь не сможет служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. Определены нормы контроля над использованием и охраной земель, а также ответственность за нарушение установленного порядка использования земель и их охраны.— Мы провели анализ и пришли к выводу, что большое количество льготных категорий плательщиков арендной платы за земельные участки значительно снижает потенциальные поступления доходов. Так, если в 1998 году пониженные ставки арендной платы были установлены по 18 категориям плательщиков, то в 2002 году число этих категорий возросло в два раза. Недополученный доход составит около 2 млрд. рублей, а площадь по таким договорам аренды — почти 4,5 тыс. га. Конечно, такую практику надо прекращать. Уже подготовлены проекты постановлений правительства Москвы о временном порядке предоставления прав на земельные участки собственникам зданий, строений и сооружений и временном порядке приватизации зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, с одновременной приватизацией земельных участков. При этом будут соблюдены интересы не только города, но и инвесторов и землепользователей.

amp-next-page separator