Конкуренция в парижской жандармерии

Развлечения

Традиции французского полицейского фильма хорошо известны и у нас, в России. Развеселая комедия, в которой полицейский ловок, как бандит, а бандит бывает благороден, как полицейский. Или захватывающий «экшн» с участием звезд-мужчин и с непременной темой трогательной мужской дружбы.Оливье Маршалл предлагает совсем иной жанр. Ведь это, как-никак, «из первых рук»! Черный фильм в крайне мрачных тонах, с явными социально-критическими нотами. История, которая легла в основу сюжета, основана на реальных событиях, несколько лет назад всколыхнувших всю французскую полицию.Итак, Полицейская жандармерия. Огромная структура делится на две поменьше: Отряд по борьбе с бандитизмом и Отряд особого назначения. Но руководитель только одного из этих двух подразделений станет шефом всей Полицейской жандармерии вместо отправляющегося на пенсию старого начальника.Высокий пост надо заслужить, поймав терроризирующую весь город банду. И начинается конкуренция между людьми, которых когда-то, намекают в начале авторы фильма, связывали приятельские отношения…Оба они настоящие оперативники – смелые, хитрые, профессиональные. Дени Кляйн (Жерар Депардье) – храбрый до безрассудства, жестокий, несчастный. Замкнут. Много пьет, в том числе на работе. Это его подводит: во время облавы он, успев выпить в машине целую бутылку коньяка, нарушает план и выходит против бандитов один на один. Что стоит жизни не ему, а коллеге, пользовавшемуся всеобщей любовью. И Кляйна начинают ненавидеть – как раз тогда, когда ему так нужна поддержка: ведь он давно мечтает занять высокую должность.А его соперник Лео Вринкс (Даниэль Отей) вовсе ни о чем таком не мечтает. Он свыкся с ролью «копа с пистолетом», легко общается с парижским «дном», выуживая нужные сведения у проституток и сутенеров, но и не брезгуя незаконными методами дознания. Иногда – на грани фола: зная преступника точно, но не имея возможности посадить его законно, он со своими ребятами вполне может схватить его на темной улице, сунуть в полицейский фургон, а там – раздеть и до полусмерти избить.Французский сайт фильма открывается слоганом: «Месть – это не справедливость, насилие – это не сила». Девиз французской полиции почти до самого финала кажется мрачным издевательством. Потому что подставленный своим стукачом, но невиновный Вринкс окажется в тюрьме, куда его упрячет, воспользовавшисьоплошностью конкурента, строгий Кляйн. Тут выяснится и еще одно обстоятельство: когда-то жена Кляйна ушла к Вринксу. И теперь счастливо живет с ним. А Кляйн, может быть, с тех самых пор и пьет…Стремительно развивающийся сюжет под конец превращает Кляйна в совершеннейшего мерзавца, ставшего в своем ведомстве диктатором. А Вринкса – в безмолвную овцу-жертву. Впрочем, выйдя из тюрьмы, он мстит ставшему шефом Кляйну… но мстит благородно. Как в кино. И это тот самый полицейский, который так свирепо расправлялся с куда менее опасными преступниками?!Такая психологическая недостоверность слегка разочаровывает. Нарушая чувство жестокой правдивости, она кажется данью жанровому кинематографу, в котором обязательно торжествует хитрая киношная справедливость: «плохой парень» должен быть наказан, но так, чтобы «хороший парень» не утратил зрительского сочувствия. И вот именно он, Вринкс, несчастная жертва неправедного судьи и подловатого коллеги, оказывается честным полицейским, носителем нормальной корпоративной этики и, соответственно, зрительской симпатии.Назидательность финала – тоже, по-видимому, дань. Только уже не жанру, а бывшему месту работы. Справедливость, а не месть; сила, а не насилие. Это, конечно, верно. Но до блеска, подлинно жизненного юмора и неподдельного фабульного напряжения старых французских полицейских фильмов «Набережная Орфевр» все-таки недотягивает. Одна из парижских рецензий на фильм, в целом воспринятый с большим интересом, вынесла упрек режиссеру в заголовок: «Перечернил!». Пожалуй, что так.

amp-next-page separator