Алиса Фрейндлих: Я цеплялась за маму, бабушку и кусочек хлеба
Ленинград для нее город, где «родилась дважды», – второй раз, когда немецкие снаряды попали в ее дом. По военной привычке съедает все, что лежит на тарелке, но не пользуется ни одной льготой блокадницы: «Я же получаю зарплату в театре». Питерский Театр Ленсовета много лет соперничал в популярности с лучшим театром страны БДТ, потому что там играла Алиса Фрейндлих.Пересмотрев ее театральные работы, Эльдар Рязанов изменил принцип киносъемок: не монтаж эпизодов, а вполне театральное «проживание» от начала до конца – только ради того, чтобы раскрыть дар Алисы Фрейндлих.— Я в компьютерах ничего не понимаю и в Интернет не хожу. Вот мой девятилетний внук туда ходит – за неприличностями. У меня же и компьютера нет. А страничку открыла моя поклонница с моего разрешения. Показала исходный материал – статьи, рецензии, а что там впоследствии добавилось, я даже не знаю.— Когда в театре есть работа с хорошими режиссерами и дорогими твоему сердцу партнерами – это необыкновенное счастье. Но в театре бывают разные полосы, наполненную жизнь сменяет пустыня без новых ролей. У меня уже третий сезон такая пустыня.— Я мечтаю о том, чтобы наш театр стабилизировался. Сейчас его, конечно, качает. Кирилл Юрьевич Лавров, возглавляющий театр уже почти двенадцать лет, конечно, устал и мечтает, чтобы кто-то снял с него это тяжкое бремя. Но крупные режиссеры с именем уже имеют свои театры. Максимум, что они могут, это вырваться на два-три месяца что-нибудь поставить. А молодой режиссер, даже заявивший о себе, который будет выстраивать театр «по образу своему и подобию», должен дождаться, когда остынет энергетическое поле после такой грандиозной личности, как Товстоногов. Ведь команда его актеров привыкла к определенному уровню. Энергия, оставшаяся от Товстоногова, должна покинуть театр вместе с его командой.— Все, что вы назвали, все равно было эпохой Товстоногова. Он никогда ничего не монтировал под актера, хотя собирал их, как хороший коллекционер, и использовал, как разумный хозяин. Старался, чтобы его «ожерелье» не рассыпалось: например, ушел Борисов – пришел совершенно не похожий на него Ивченко. Я не могу сказать, что Георгий Александрович относился ко мне без интереса – он ведь начал приглашать меня в БДТ за пять лет до того, как я перешла туда из Театра Ленсовета. И когда я пришла, он начал фантазировать, что будет со мной ставить. Но я успела только на последние пять лет его жизни, когда он уже хворал, и наши работы в какую-то богатую мозаику не сложились.— У меня самое сильное впечатление за последнее время – «Как я съел собаку» Гришковца.— Ну конечно, для актрис «далее среднего возраста» очень мало ролей, достаточно емких и интересных, в которых можно было бы сыграть судьбу. Они в основном заканчиваются на рубеже «сорока с хвостиком».— Неизбежность – посмотрите на судьбы актрис моего возраста и поймете, что все страдали от нехватки материала, способного насытить опытную душу.— Сейчас его уже не спросишь, но к моим съемкам в кино относился довольно ревниво. В результате я не снялась в нескольких картинах. В каких – не скажу. В них сыграли другие актрисы и сыграли достойно.— Скорее, понимать стала потом. А тогда чувство голода поглощало все остальные чувства. Я просто цеплялась за маму, бабушку, кусочек хлеба, и все мои эмоции сводились к этому узкому кругу радостей.— Из уважения к собственным корням. Я очень чту папу и всех наших предков. Так что ж я буду менять фамилию из страха перед властью! Тем более что родилась я тогда, когда страхи эти стали уходить, а испытывать их по инерции не хотелось. К тому же имя, отчество и фамилия должны быть как-то согласованы между собой. Была бы я Алиса Бруновна Петрова – вот смеху-то было! А что касается груза папиной славы, то, конечно, его было выдержать тяжело. Вот сидит рядом моя дочка**, которой тоже было тяжело вынести груз знаменитой фамилии. Чем больше шепчут за ее спиной, тем больше ослабевает ее воля к занятиям актерской профессией. И за моей спиной шептали, но у меня это, напротив, вызывало ожесточение. Моя воля от этого только возрастала. Чем больше шептались, тем больше хотелось доказать, что я и сама могу.— Мы хотели. И даже предприняли попытку поставить «Цезаря и Клеопатру» в Театре Ленсовета, даже репетировать начали, но не состоялось по времени – ведь мы работали в разных театрах.— Почти все, последний – «Коварство и любовь» — десять лет назад. Он почти ничего не слышит, и ходить в театр для него мука.— Сейчас об этом сложно говорить — к лицедейству тянет всех детей. Недаром хорошие педагоги советуют актерам учиться у детей непосредственности, вере в предлагаемые обстоятельства. Музыкой, танцами, спортом мои внуки занимаются. Но вот чему я их совершенно не могу пока научить – так это помолиться за столом и перед сном и поблагодарить Бога за еду, за каждый прожитый день! [i]* Игорь Владимиров – главный режиссер Театра Ленсовета, муж Алисы Фрейндлих ** Варвара Владимирова, актриса, дочь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова[/i]