Чехов и Заяц на олимпийской дистанции
И если кого-то поначалу слегка шокировала разгоряченная группка a la футбольные болельщики перед входом в сад «Аквариум» да плоскоживотая дива верхом на тренажере, разминавшаяся в фойе прямо посреди театральных деятелей, то вскоре все объяснилось. Каждому гостю вручили по фирменному шарфу клуба ЦСКА (главные участники спортивно-оздоровительной церемонии), а тренажеров в Театр им. Моссовета натащили столько, что впору было открыть фитнес-клуб.Тема «О, спорт, ты мир, а весь мир – театр» обыгрывалась неоднократно. Дескать, не помогут театру ни омолаживающие маски, ни золотые нити; долой сидячий образ жизни; даешь бег с препятствиями в виде театральной реформы и да восторжествует олимпийский принцип участия.Кто-то блеснул образованием и вспомнил статью Брехта «Больше хорошего спорта».Всем вручантам и получантам надлежало явиться в спортивной форме. Самыми дисциплинированными оказались «баскетболист» учредитель ассоциации «Золотая маска» Эдуард Бояков (вот же умеет человек стильно носить хоть фрак, хоть джинсовые клеши) и «футболист» Валерий Баринов (номинант на лучшую мужскую роль и по совместительству тренер футбольной команды Малого театра).Михаил Швыдкой в костюме и при галстуке изящно отвертелся, что пришел в форме шахматиста. Прочие остались при своих костюмах, декольте или джинсах.Ответственность за вручение премий поделили между собой звезды театра и спорта: Инга Оболдина и спортивный комментатор Василий Уткин (ведущие), Ингеборга Дапкунайте и Владислав Третьяк, Лев Додин и Ирина Роднина, Федор Чеханков и Валентина Попова (чемпионка мира по тяжелой атлетике) и так далее.И выяснилось, что опера сродни тяжелой атлетике (взять вес – что взять верхнее до). Оперетта бодрит, как фитнес. А в драме есть что-то от греко-римской борьбы и от парного катания (от поддержки партнера зависит, удержишься ли ты на высоте).Атлет Владимир Турчинский даже взялся скоренько обучить певцов расширять диафрагму, надув и разорвав обыкновенную грелку.Театральную сцену и вовсе отдали на откуп спортсменам – олимпийским чемпионкам по художественной гимнастике, борцам кэндо, мастерам спорта по велосипедному триалу. Вот уж натерпелся страху первый ряд партера, когда те прыгали на задних колесах по краю сцены, – почаще бы театр дарил такие острые ощущения! Лауреаты поднимались за своими наградами, благодарили мам, партнеров, «девушку на третьем ярусе, место 59, – мою жену» (Александр Выскрибенцев), «собаку, которая помогает мне в работе» (Сергей Бархин), «Наталью Яковлевну и Феликса Семеновича» – это маму с папой (Дмитрий Черняков, уже привыкший получать «Маски» пачками).А параллельно на экране шла «прямая» трансляция марафонского забега с «олимпийским» огнем по улицам Москвы, снятая в духе гонки «Лицедеев» по улицам Ленинграда из фильма «Как стать звездой». Впереди – олимпиец с огнем, а за ним – группа поддержки и примкнувшие персонажи. Разволновавшийся упитанный Заяц из Театра Образцова, доктор Чехов, сбежавший с постамента в Камергерском переулке, балерина, Борис Годунов, контрабасист с контрабасом, милиционер, потерявший голову вместе с фуражкой.Публика хохотала, но чемпионом церемонии по части радости стал разменявший девятый десяток Николай Пастухов, лауреат премии «За честь и достоинство». Его здоровому духу мог бы позавидовать любой олимпиец: «Я как-то нагрешил, пошел в церковь Нечаянной Радости, покаялся, причастился, домой пришел, телевизор включил – батюшки, да я медаль эту, «Маску», получил. Ну разве не чудо?!»[b]Лауреаты премии «Золотая маска-11» за 2003–2004 год женская роль в балете («Форсайт в Мариинском», Санкт-Петербург)мужская роль в балете («Форсайт в Мариинском», Санкт-Петербург) современный танец («Эксцентрик-балет» С. Смирнова, Екатеринбург) балет (Мариинский театр) женская роль в опере (Амнерис, «Аида», Театр оперы и балета, Новосибирск)мужская роль в опере (Голландец, «Летучий голландец», Большой театр) дирижер («Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону) режиссер в оперном театре («Аида», Театр оперы и балета, Новосибирск) оперный спектакль и приз критики (Театр оперы и балета, Новосибирск) мужская роль в мюзикле (Миллионер, «В джазе только девушки», Театр музыкальной комедии, Новосибирск) мюзикл (Театр музыкальной комедии, Новосибирск) художник в оперном театре («Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону) художник в кукольном театре («Athanatomania», театр «Сказка», Абакан) режиссер в кукольном театре («Всадник Cuprum», театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург) спектакль кукольного театра («Кукольный формат», Санкт-Петербург) новация (театр «Тень», Москва) женская роль в драме (Соня, «Дядя Ваня», Театр Олега Табакова) мужская роль в драме (Ричард, «Ричард III», «Сатирикон»)художник в драме («Скрипка Ротшильда», МТЮЗ)режиссер в драме («Когда я умирала», Театр Олега Табакова) драматический спектакль малой формы (Театр Олега Табакова) драматический спектакль большой формы (МТЮЗ) зарубежный спектакль, показанный в России (Театр танца Вупперталь под руководством Пины Бауш)приз зрительских симпатий («Сатирикон») («Pro-Турандот», «Приют комедианта», Санкт-Петербург) – спецпризы жюриза честь и достоинство