Русские отверженные атакуют Марсель

Развлечения

Первая постановка мюзикла Александра Журбина «Владимирская площадь», поставленная питерским режиссером Владиславом Пази в Театре Ленсовета, большого успеха не имела.Не совпала, видно, со строгими, сдержанными вкусами жителей Северной столицы. Мюзикл создан на основе «Униженных и оскорбленных» Ф. М. Достоевского. А питерцы очень дорожат и так называемой достоевщиной, и несколько переоцененной ими якобы депрессивной атмосферой своего города.И тем не менее режиссер Борис Мильграм, недавно возглавивший Пермский академический драматический театр, решил, что этому коллективу не повредят резкие движения, и предложил Владиславу Пази осуществить перенос его мюзикла на новую сцену.Для обновленной постановки дорабатывались и либретто Вячеслава Вербина, и музыка, корректировались декорации и установка света (партитура спектакля художника по свету Глеба Фильштинского стоила бы отдельной статьи).Но главное – приходилось преодолевать страх драматических актеров перед тем, что им более двух часов предстоит на сцене петь и вообще существовать в иной, не в традиционно-реалистической стилистике.Теперь же, когда видишь их упоение музыкой и самим жанром, кажется, что это если уж не певцы с консерваторской школой, то, по крайней мере, труппа хорошего театра оперетты.При этом в спектакле много великолепно сыгранных и спетых ролей актрисами Ольгой Пудовой и Татьяной Поповой, Лидией Аникеевой и Анной Сырчиковой. (Об исполнительнице роли Нелли скажу чуть позже.) Спектакль динамичный, весь создан из контрастов – сцены буйные, лихие сменяются лирическими, интимно-тихими, а большим массовым приходят на смену дуэтные, сольные.Только видя спектакль, понимаешь, что в сюжете, в самой канве «Униженных и оскорбленных» есть все опорные точки, на которых зиждется популярность классических мюзиклов – таких как «Моя прекрасная леди», «Оливер», «Отверженные» («Мизерабль») по Гюго.Есть возможность контраста. С одной стороны – отбросы общества: нищие пьяницы, бандиты, проститутки (не будем ханжами – эти типы всегда живописно-выигрышно смотрятся на сцене). С другой – «приличные люди»: страдающие, переполненные чувствами любовными, светлыми, трагическими, наконец.Когда на марсельской пресс-конференции я спросил Александра Журбина, насколько им двигал расчет на фигуры «отверженных» так или иначе героев мюзиклов с мировой славой, композитор ответил, что расчет был действительно вполне сознательным. Он даже назвать хотел свое сочинение «Русский «Мизерабль». Да и кто теперь бросит в победителя камень, когда литературная основа дала возможность создать яркие музыкальные шлягеры в диапазоне от лирического городского романса до площадной песни, да еще насытить все это фольклорными элементами, «блатняком» и «цыганщиной»… Когда в финале спектакля хрупкая, несчастная и трогательная Нелли перед смертью дрожаще-детским голоском поет: «Разбилась жизнь-тарелочка, и пальчики в крови, прощай навеки, девочка, хотевшая любви», в зале восторг восхищения перемежается с сентиментальными слезами.Об исполнительнице роли Нелли, актрисе Ирине Максимкиной, стоит сказать особо и потому, что ее роль – абсолютная удача спектакля, и потому, что москвичам она хорошо известна. Несколько лет назад она потрясающе сыграла вместе с такими звездами, как Инна Чурикова и Гедиминас Таранда в нашумевшем и до сих пор памятном спектакле «Овечка», поставленном ее мужем Борисом Мильграмом. Когда мужу предложили возглавить Пермский драматический театр, эта юная, но уже с двумя детьми актриса отправилась за ним. Нет, не в Сибирь, не в глушь, но в город, где очень поддерживают культуру, где лозунгом стали слоганы: «Пермь – территория успеха» и «Не уезжай!» Вице-губернатор Пермской области Олег Ощепков, опекавший театр в Марселе, рассказывал журналистам о специальной программе возрождения провинции, если Пермь вообще можно отнести к провинции – ведь одни только балетные танцовщики сделали этому городу мировое имя! Нужно очень заботиться о культурной славе своего города, чтобы на зарубежные гастроли вывести не только огромные декорации, но и такой состав исполнителей: более 40 артистов, да еще человек 60 санкт-петербургского оркестра «Классика»! Ну и напоследок стоит сказать, что спектакли в Марселе, этот успех у французских зрителей – только генеральная репетиция перед осенними гастролями мюзикла пермяков в Москве.Гастроли намечены на октябрь.Предполагается, что сначала мюзикл «Владимирская площадь» пройдет на сцене Малого театра, а потом и в других залах столицы. Ведь создатели «Владимирской площади» – люди амбициозные и намерены сыграть его в Москве раз 15–20, не меньше!

amp-next-page separator