Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ?

Развлечения

Многие, наверное, читали пьесу Филатова. И у многих, безусловно, возникали аллегории с сегодняшним днем, с отношениями народа и власти и с властью как таковой. «Утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в глотку, и компот не льется в рот». Очень мило, остроумно, актуально на все времена, для всех правителей. Но Овчаров доводит скромные политические аллегории до логического абсурда. Одна концовка чего стоит, когда в конце мы видим кремлевские башни на фоне небоскребов, мимо которых пролетает вертолет. А на ближнем плане две кобылы – одна двухголовая, другая трехногая, – мыкающиеся на помойке с разбросанными бутылками из-под пепси (никак новое поколение побывало). Ну ничего не скажешь — наше время, какое оно есть, — грязное, мутантное.Удивительное дело — на протяжении картины зрители очень мало смеются, хотя смешных эпизодов здесь достаточно. Зрители просто не успевают. Не успевают уследить за сюжетом, не успевают «въехать» в смешные фразы, не успевают уяснить один эпизод, как ему на смену приходит другой. Нет цельной картины, фильм развален на множество эпизодов, реплик, картинок. В результате получается комикс, когда вроде бы каждая картинка связана с предыдущей, но тем не менее она сама по себе. Вот она закончилась, начинается следующая. Закончилась следующая, начинается еще следующая. И так далее. Поди уследи. Трудно.Каждый эпизод сам по себе дивно хорош, актеры выкладываются по полной программе. Замечательный Царь — Андрей Мягков, органична, как всегда и везде, Ольга Волкова в роли Бабы Яги, Владимир Гостюхин в роли глупого и амбициозного Генерала купается в фольклорной стихии с радостью дитяти. Главное действующее лицо — Федот — в исполнении Константина Воробьева суетится как ошпаренный, пытаясь создать образ Федота-стрельца-Ивана-дурака-которому-как-всегда-везет. Виктор Сухоруков в роли Точавонеможетбыть с наполовину бритой головой, одним усом и отсутствием необходимых частей тела, ставший, по сути, ключевым персонажем, проигрывает свою роль мощно и страстно, он единственный из актеров, кто играет не только «вширь», но и «вглубь».Все стараются как могут создать коллективный лубок, свежий, незатасканный, невиданными красками нарисованный. Краски действительно подчас слишком ярки, а мельтешенье на экране утомляет взор. Все это плюс невообразимая крикливость, помноженные на излишнюю балаганность, почти сводят на нет текст, и за Филатова становится чертовски обидно.Есть один момент, который слегка настораживает в новой картине Овчарова. Те, кто захотят (а такие найдутся, и, уверяю вас, их будет много), увидят здесь явную ксенофобскую подоплеку, которой и в помине не было в оригинале. Два «добрых молодца» – Тит Кузьмич и Фрол Фомич – орудуют здесь в виде пейсатых птиц-хасидов, которые сначала морочат людям голову долларами, а потом исчезают за горизонтом. Нетрудно догадаться где. Точавонеможетбыть, которого Федот по заданию царя нашел черт знает как далеко, приводит с собой в Россию целый выводок заокеанского, с точки зрения авторов фильма, отребья — Фредди Крюгера, Шварценеггера, длинноногих блондинистых стриптизерш.Пробравшись из Америки в Россию через специальный колодец, они разбредаются по необъятным просторам нашей Родины. После чего мы видим грязную вонючую Москву, сильно смахивающую на Нью-Йорк. Не иначе как скверна Россию погубила.Если это действительно входило в режиссерский замысел — печально. Если это пародия, то очень неаккуратная и провокационная. Не говоря уж о том, что вопрос «кто виноват?» в балагане вообще неуместен.

amp-next-page separator