МЕТЕОР РАЗИТ НАОТМАШЬ

Развлечения

[b]Ф. Дюрренматт. "Метеор". Режиссер А. Житинкин.Театр на Малой Бронной[/b]Итак, непризнанный бородатый авангардист (Владимир Ершов) в духе кубистических картин Пикассо рисует, пританцовывая от вдохновения, свою обнаженную жену (Татьяна Лозовая), когда в его мансарду вваливается Швиттер, о смерти которого уже успели написать газеты. Писателю, видите ли, захотелось умереть там, где он когда-то жил и был молод, беден и, возможно, счастлив. Человек, уже заглянувший в глаза смерти, да еще и с нобелевскими премиальными в чемодане, вызывает подобострастное участие у бедной четы. Швиттер совершает много моральнонравственных поступков — например, сжигает последнюю рукопись (я, мол, выдавая в год по книге, потерял душу), сжигает ненавистные деньги, открывает глаза бедной натурщице-жене на бездарность ее мужа. Ну просто Толстой, уходящий из Ясной Поляны (кстати, именно Толстого, и именно уходящего из Ясной Поляны, Лев Дуров уже играл).Швиттер упорно укладывает свое энергичное тело в постель, а смерть — как сон к неврастенику — все не идет и не идет. Зато, к нарастающему ужасу писателя, вокруг него один за другим умирают или исчезают другие.Священник, поверивший в воскресение из мертвых (Никита Салопин), — от инфаркта на почве восторга. Отравившаяся жена, бывшая «девушка на час», (Екатерина Дурова, дочь юбиляра) — оттого, что «чувство имела». Ее мать (Ирина Кириченко, жена юбиляра), заведующая сортиром и обладательница парочки особняков, — от горя на старости лет. Знаменитый врач (Виктор Лакирев) — от профессионального конфуза: ни смерть Швиттера не смог правильно констатировать, ни вылечить (нельзя же именитому больному выздоравливать вне клиники). Ну и так далее.«Драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комическом и трагическом свете, причем комическое и трагическое не умаляют, а только усиливают друг друга», — просвещает публику текст из программки. Но дело в том, что комическое не только не усиливает трагическое, а попросту отсутствует. Не считать же «комическим» режиссерско-редакторские «находки», вроде венков от Союза театральных деятелей и Гильдии киноактеров. Из комедии Дюрренматта Андрей Житинкин то ли принципиально не захотел, то ли не сумел извлечь комическое. Трагедией, разумеется, от этого нагромождения смертей тоже и не пахнет. «Метеор» от Житинкина получился пафосным и тяжеловесным морализаторством о муках совести за бесцельно принесенные другим страдания и душераздирающем страхе бесконечности.Надо отдать должное Андрею Житинкину, он искренне (это чувствуется) старался сделать подарок Льву Дурову — самому значимому и знаковому актеру на Бронной. И дать ему роль, где есть место для всего — философии, сарказма, клоунады, мелодрамы (самая душещипательная сцена выстроена на отца и дочь Дуровых), и даже эротики (приятно же сыграть, как твой герой по-мужски умело, парой безапелляционных скупых приказов, соблазняет обнаженную красавицу). Но снова скроил спектакль по своему отработанному усредненному лекалу. Допустим, финал Житинкин нередко делает так: главный герой взывает к небесам, а те отвечают россыпью — например, конфетти, лепестков роз или, как в данном случае, золотых блесток.

amp-next-page separator